Магомедова Айханум Ахмедовна
Воспитатель, МБДОУ Д/С №6 "Василек", г. Сургут, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Магомедова А.А. Впусти в сердце доброту // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 665438
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро; учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» В. А. Сухомлинский.
За основу статьи я взяла замечательное стихотворение, автор которого неизвестен.
«Зачем ты пишешь притчу эту, что, в сущности изменишь ты?»
«Хочу я Зло призвать к ответу, за боль и слёзы Доброты!»
Давным-давно всё это было, бег времени уж память поистёр,
Пути судьба перекрестила, двух сводных, не родных сестёр.
Та, что помладше и скромнее, носила имя Доброта,
С прекрасным ликом, всех милее, в ней привлекала простота.
В цветастом платьице, босая, вплетая в косы васильки,
Чуть слышно песню напевая, считала вешние деньки.
К ней люди шли спросить совета, встречал их нежный её взгляд.
Простого доброго ответа желал услышать, стар и млад.
И всё кругом цвело и пело, и зверь лесной был ласке рад,
И не было добру предела, и каждый жил как друг и брат.
Весь мир лучился ярким светом необычайной красоты,
И каждому тогда хотелось жить по законам Доброты.
А что же Злость? Мрачнее тучи. Коварен, жаден её нрав.
Всегда одна, одной ей лучше и для неё лишь сильный - прав.
В морщинах злостная – личина, с огромным горбом на боку,
Сидит во тьме, задув лучину, держа корявую клюку.
Ничто на свете ей не любо, в душе гнилой лишь чернота.
И с каждым днём всё ненавистней сестрицы сводной доброта.
Злость одиночеством томится, её на части зависть рвёт,
И мысль, как извести сестрицу, никак покоя не даёт.
Но выход есть, рецепт уж найден, котёл зловонием чадит,
А у котла, мешая зелье, сестрица злобная сидит.
И сыплет острую приправу, в ней вред и подлость тёмных дел,
Злосчастным словом проклинает, добру готовя злой удел.
Таится злоба в подземелье, но час беды вот-вот пробьёт.
Очаг угас, готово зелье, что Злости силы придаёт.
Развеяв капли, пожелала сестрице смертного конца,
А людям добрым наказала для Доброты закрыть сердца.
По свету ветер Зла помчался, неся сердцам свой тяжкий вред,
И тот, кто с ветром повстречался, в том Доброты пропал и след.
Стучит Добро в окно и двери, моля впустить хоть на порог,
Оно надеется и верит, прощая людям их порок.
«Так хочется согреться в сердце, душевный кров себе найти,
Теплом своим оттаять сердце, ветрам и вьюгам вопреки.»
«И без тебя на сердце тесно – там зло, корысть и суета,
И не найти тебе в нём места», – в ответ лишь слышит Доброта.
Куда идти теперь бездомной, кому нужна теперь она,
Жить под покровом ночи тёмной, навек она обречена.
В лохмотьях нищенки забытой, сердечной милости прося,
Брела, дорогою разбитой, всю боль людских измен снося.
Смирившись с тягостной судьбою, в отчаянье руки опустив,
Случайно встретилась со мною, робея помощь попросив.
Вдруг вспомнил я былое время, как неудачи круг замкнув,
Меня в моё лихое бремя Добро спасло, мне руку протянув.
Спасло тогда, когда в душе пылая, обиды пламя грудь мне жгло,
И, поселившись в моём сердце, Добро мне выжить помогло.
Я распахну души затворы, добром наполню сердце вновь,
Пусть разоряться злости норы, что отравляет людям кровь.
«Я вас прошу, откройте двери, впустите в сердце Доброту,
И зазвучат в душе капели, поля ромашек зацветут.
Ведь Доброте немного надо, всего укромный уголок.
Любому сердцу будет рада, ни слова не сказав в упрёк.
Я так хочу, чтобы из жизни ушли жестокость и хандра,
И верю в то, что люди больше не отрекутся от добра!»
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Игра является наилучшим средством воспитания детей, т.к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
Хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает использование художественной литературы, особенно сказок. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. При этом важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты. Для этого необходимо: учить детей сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставить ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, вовремя ее и после нее способствует появлению отклика – сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и т.д.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради по хвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
В заключении мне хочется сказать, чтобы делать добро, нужно прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не передается по наследству, и не дается с рождения. Доброта начинается с любви к людям.
В это не легкое время так хочется, пожелать всем добра и любви. Путь к доброте нелегок. Именно доброта спасет мир.