Зонова Наталья Владимировна
Воспитатель, МБДОУ №14, г. Невинномысск, Ставропольский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Зонова Н.В. Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития речи детей // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 665380
Устная речь ребенка формируется в полном объеме тогда, когда движения пальцев рук приобретают достаточную точность. При ритмических движениях пальцами, у ребенка усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть работает двигательная, речевая и сенсорная зоны. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Чтобы определить уровень развития речи детей в первые годы жизни, был разработан метод, когда ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Детям, которым удаются отдельные движения пальцев, относятся к категории говорящих детей. Пока движения пальцев не будут свободными, развития мышления и речи добиться не удастся.
Развитие речи у ребенка находится в прямой зависимости от развития тонких движений пальцев рук. Психологи говорят, что пальчиковая гимнастика, развивает мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Пальчиковые игры – отблеск реальности окружающего мира, отражение предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В игре дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Благодаря этому, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения нужно делать медленно, при этом текст произносить четко и ритмично. Эффективно, при выполнении пальчиковой гимнастики, добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной ручки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша и т.д.
Правила проведения пальчиковой гимнастики:
Самые простые упражнения помогут убрать напряжение с рук, губ, помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, тем самым, развивают речь ребенка. Такие упражнения следует начинать с самого раннего детства, это поможет ребенку скоординировано и ловко работать пальцами, автоматизировать работу обоих полушарий головного мозга.
Левое полушарие во время игры отвечает за речь, а правое полушарие - за развитие фантазии и воображения. Когда связь между ними крепкая, нервные импульсы проходят чаще и быстрей, тем самым активизируются мышление и внимание ребенка, повышается работоспособность головного мозга, создается сверхмощный толчок к познавательной и творческой активности и деятельности.
Чтобы ребенок научился правильно мыслить и говорить, надо научить его видеть, слушать и слышать, перерабатывать, осмысливать информацию, которую он получил из окружающего мира.
Детям, важно давать возможность: пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус» предметы. Благодаря этому, ребенок накопит впечатления и богатый словарь, и «вдруг» заговорит сам. С этого момента речь ребенка становится полноценным средством общения.
Литература: