Зарипова Лилия Алиекбаровна
Воспитатель, МБДОУ №36 детский сад «Яблонька», г. Сургут, ХМАО – Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Зарипова Л.А. Зачем ребенку алгоритмическое мышление и программирование? // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 27.12.2024).
Заказ № 657130
В настоящее время, в стране информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваивают на всех уровнях образования. В частности, в каждом дошкольном учреждение уделяется большое внимание образованию в научно-техническом направлении. Информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития будущего, выделенных президентом нашей страны.
И на начальной ступени образования в дошкольных учреждениях вводится курс «Алгоритмики». Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.
Что такое алгоритм? Алгоритм - любые действия, предполагающие определенную последовательность в жизни людей.
Зачем детям алгоритмы? Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно. У детей с большим опытом разных активностей, таких как, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, изучение иностранных языков, частая смена обстановки, интеллектуальные игры и т.д., формируется «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует определенные шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях. А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, незнакомой, сложной ему ситуации.
Зачем ребенку алгоритмическое мышление? Чтобы ребёнок понимал, что, когда перед ним задача и ему нужно получить ответ, необходимо выполнить ряд действий. Если дети учатся этому в дошкольном возрасте, когда они придут в школу, им будет даваться обучение гораздо легче, чем другим. При помощи решения алгоритмов дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.
С введением в дошкольных учреждениях курса «Алгоритмики», ставится цель – способствовать формированию основ алгоритмического и логического мышления, развивать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий. Именно начиная со старшего возраста развивать у детей умение планировать этапы и время своей деятельности. Необходимо научить детей алгоритмическому мышлению для того, чтобы они научились видеть цель, стартовые условия, уметь разбивать задачу на отдельные более мелкие этапы. Одно из самых важных человеческих умений – это умение составить, а затем и претворить в жизнь план некой будущей деятельности. Заглянув в энциклопедический словарь, можно обнаружить, что такой план называется программой.
Курс «Алгоритмики» – это азы программирования. Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в столь раннем возрасте.
Первые шаги начинаются с элементарного конструирования простых форм, которые помогают развивать образное и логическое мышление, у детей, начиная с младшего возраста. Далее от элементарного конструирования постепенно переходить к алгоритмике. От алгоритмики переходить к программированию.
Время диктует современным быть детям цифровое детство. Появление новых информационных технологий в нашей жизни – это неизбежность, с которой сталкиваются современные дети. И чем раньше они будут с техникой на «ты», тем проще и легче нашим детям освоиться в сложном, современном мире техники и электроники.
Азы программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать. Что дадут ребенку начальные навыки программирования? Они научат ребенка логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. Сложно ли детям осваивать программирование? Для ребенка - нет. Его жизнь – игра. Программирование он познает через игру.
Обучать детей программированию можно начинать с младшего дошкольного возраста благодаря современным инновационным играм:
- с трех лет, например, Лого Робот «Пчелка» – это яркая и красочная игрушка, которая умеет перемещаться по ровной поверхности. Игрушку можно запрограммировать самостоятельно. Сделайте это вместе с ребенком, а потом он сможет выполнить все эти действия самостоятельно. Механизм очень простой и доступный детям дошкольного и младшего школьного возраста. Робот-пчелка развивает фантазию, логику. Ребенок учится строить алгоритмы, продумывать действия наперед. Все происходит в интересной детям, игровой форме.
- с 4-х лет интерактивная игрушка «Робомышь». Комплект-набор «Робомышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Набор "Робомышь" помогает освоить пошаговое программирование, развивает навыки критического мышления и логику. В результате регулярного использования комплекта, дети научатся быстро ориентироваться в пространстве, правильно работать со схемой, автоматизируется счет в пределах 20.
- с 5-6 лет доступна программная среда «ПиктоМир», в которой дети получают возможность создавать программы, не опираясь на навыки работы с текстами. Вместо текстовых команд в «ПиктоМире» используется набор пиктограмм, Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей.