Шарапова Ольга Александровна
Учитель-логопед, МАДОУ "Курманаевский детский сад № 1 "Теремок", с. Курманаевка, Оренбургская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шарапова О.А. Звуки [р], [р’], [л]: конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группе на логопункте // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 655010
Содержание данного конспекта может быть использовано для проведения индивидуальных логопедических занятий как в полном объёме, так и отдельными упражнениями в зависимости от поставленных коррекционных задач. Могут использовать воспитатели для проведения фронтальных занятий в группах любой направленности (общеразвивающей, комбинированной или компенсирующей).
Тема: «Звуки [р], [р’], [л]»
Лексическая тема: «Весна. Приметы Весны.»
Цель: автоматизировать произношение звуков [р], [р’], [л] на новом лексическом материале
Задачи:
Оборудование: пейзажные картинки: «Ранняя весна», «Поздняя весна» (пособие Коноваленко В.В.), карточки-схемы звукобуквенного анализа названий весенних месяцев (на каждого ребёнка по одной карточке); простые карандаши; запись пьесы П.И. Чайковского. «Подснежник»; Аствацатуров Г.О. CD «Учимся правильно говорить»; проектор; магнитофон; Гавришева Л.Б. CD запись №55; индивидуальные зеркала для каждого ребёнка; логопедическая раскраска «Приметы весны».
Ход занятия:
I. Орг. момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.)
Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник». Дети встают рядом со стульчиками. Логопед выключает магнитофон и предлагает отгадать загадку.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна)
В.И. Мирясова
Молодцы! Это весна. О чём мы сегодня будем говорить? О весне. За какими звуками мы стараемся следить и проговаривать чётко? (Р, Л)
II. 1. Упражнение «Весенние звуки» (Развитие слухового внимания.)
Логопед спрашивает у детей какие звуки можно услышать весной в природе. Выслушивает ответы детей. Послушайте звуки весеннего леса. Логопед включает CD «Учимся правильно говорить».
Какие звуки вы услышали?
Повторное прослушивание весенних звуков. Какие звуки вы слушали? Звуки весеннего леса.
Индивидуальное и хоровое проговаривание словосочетания "весенние звуки" (Упражняем в активном употреблении прилагательных).
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)
Логопед предлагает сесть к зеркалам размять язык, губы и щёки «поиграть с ними», чтобы чётко произносить все слова.
а) упражнения для щёк, губ:
б) упражнения для языка:
3. Повторение весенних месяцев.
1) Упражнение «Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!» (Звуко-буквенный анализ и синтез слов, вписывание букв в индивидуальные карточки-схемы.)
Какие весенние месяцы вы знаете? В названии какого месяца есть звук [р], [р’]. (Март, апрель.) В названии какого месяца есть звук [л’]. (Апрель.) В названии какого месяца нет этих звуков. (Май.) Сколько звуков в слове март (апрель, май)? У каждого из вас есть схема какого-то месяца. Вам надо подобрать весенний месяц и вписать в схему соответствующие буквы.
2) Игра «Раз-два-три».
3) Игра «До-между-за» – закрепление последовательности месяцев, развитие временной ориентации.
4. Упражнение «Ранняя-поздняя весна» (Развитие логического мышления – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы).
Логопед предлагает детям взять с мольберта каждому ребёнку по две картинки с приметами весны и выложить их по порядку от ранней весны до поздней. Коллективное обсуждение причинно-следственной связи между картинками.
Как вы думаете к какому месяцу какие картинки относятся. Значит ранняя весна - это март, поздняя весна – это май.
5. Пальчиковая гимнастика «Клён» (Координация речи с движением)
Поиграем в игру «Клён». Для этого вы превращаетесь в молодые весенние клёны. Какие клёны?
Индивидуальное и хоровое проговаривание словосочетания "весенние клёны". Повторяйте за мной движения. Дети стоят, повернувшись лицом в круг.
За окном сосульки тают, |
Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе. |
Ветер тучи рвёт в клочки. |
Руки вверх. Наклоны туловища влево-вправо. |
Разжимает, разжимает Клён тугие кулачки. |
Руки перед грудью. Локти опущены вниз. Разжимают кулачки. |
Прислонился клён к окошку. |
Наклоны влево-вправо. |
И едва растает снег, |
Приседают. Руки на пояс. |
Мне зелёную ладошку |
Поворачиваются лицом друг к другу. Показывают правую ладошку (ладошкой вверх), а затем левую. |
Клён протянет раньше всех. |
Протягивают друг другу правые руки. Рукопожатие. Затем левую.
С. Коган |
6. Игра «Передай подснежник». Припоминание примет весны в природе (уточнение и расширение знаний о весне и её признаках).
Сейчас мы будем передавать подснежник друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада.
Логопед: Солнце светит ярко и пригревает. Передаёт подснежник стоящему рядом ребёнку.
На солнце снег начал таять.
Появились первые проталины вокруг деревьев.
На проталинах зазеленала травка.
На проталинах появились (прорастают) подснежники.
Побежали весёлые ручейки
Ночи стали короче, а дни длиннее и т. п.
7. Подвижная игра «Кап! Кап! Кап!» (Развитие координации речи с музыкально-ритмическими движениями.)
Дети стоят по кругу, повернувшись лицом в центр круга. Логопед включает магнитофон [5, на CD №55].
Звонко с крыши капли скачут. |
«Пружинка», руки сложены «домиком» над головой. |
Кап! Кап! Кап! |
Три ритмичных хлопка в ладоши. |
Под окном сосульки плачут. |
«Пружинка». |
Кап! Кап! Кап! |
Попеременно топают ногами. |
Скачут капли мне в ладошку. |
Ритмично стучат указательным пальцем правой руки по левой. |
Кап! Кап! Кап! |
Ритмичные хлопки |
И на бабушкину кошку. |
Приставляют ладошки к голове – «ушки». |
Кап! Кап! Кап! |
Прыжки на месте. |
На ступеньки, на перила |
Ритмично шагают на месте. |
Кап! Кап! Кап! |
Хлопки. |
Кошка даже рот открыла. |
Ритмично указательными пальцами дотрагиваются до щёк. |
Кап! Кап! Кап! |
Прыжки. |
Звонко капли скачут с крыши. |
Шлёпают ладонями по коленкам. |
Кап! Кап! Кап! |
Стучат кулачками. |
К нам весна идёт, мы слышим. |
Идут маленькими шагами к центру. |
Кап! Кап! Кап! |
Хлопки |
8. Упражнение «Составь предложение» (автоматизация звуков)
Составьте предложение о весенних приметах по картинке [3, с. 471]
III. Итог. Как вы думаете, кто сегодня сам следил за своим произношением и не делал ошибок. Кому было сложнее всех. Домой вы возьмёте раскраску «Весна» и ещё раз расскажите о весенних приметах, весенних звуках (Приложение №4). Превратитесь в молодые весенние клёны. Повторите слова со звуками Р, Л. А это какие слова?
Проталины, грачи, пригревает, травка, ручейки, короче, яркое, крыши, расцветают, первые, строят.
Зазеленела, появились, длиннее, солнышко.
Литература: