Хлесткова Людмила Анатольевна
Воспитатель, ГБОУ ООШ № 7 СП "Детский сад № 5", г. Сызрань, Самарская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Хлесткова Л.А. Ярмарка талантов: проект творческой мастерской // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 634559
Творческая продуктивная познавательная речевая деятельность.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
1. Участники творческой мастерской – дети подготовительной группы и родители, педагоги.
2. Цели и задачи деятельности творческой мастерской.
Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
3. План деятельности творческой мастерской.
1. Предварительная работа: беседы: «Филимоновские игрушки-свистульки», «Дымковские мастера», «Веселые матрешки», «Что такое хохлома?», «Гжель сине-голубое чудо»; проведение экскурсии в ИЗО студию детского сада на выставку народных игрушек и промыслов; проведение родительского собрания « Русь – красавица мастерами славится».
2. Организация рабочего пространства для проведения творческой мастерской.
Оформление уголка по ИЗО деятельности: подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи); подбор картотек: хороводных , подвижных народных игр: « Кто у нас хороший?» , «Каравай», «Чайничек с крышечкой» , Гори, гори ясно»; подбор настольно- печатных игр.
3. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.
Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки», «Дымковская лошадка»; аппликация «Дымковская деревенька»; рисование: матрешек, «Укрась тарелочку», «Гжель»; изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов, раскрашивание тематических раскрасок. рисование отдельных элементов по мотивам народных росписей; прослушивание русских народных песен, мелодий; разучивание народных хороводных танцев, игр, игра на ложках и народных инструментах: рожок, бубен, колокольчик, гусли; подготовка и проведение презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами. «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»; проведение: дидактических игр «Найди отличие», «Собери картинку», «Составь узор»; музыкально- дидактических игр «Угадай инструмент»; сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем»; игры-инсценировки по мотивам народных потешек; чтение произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов: «Коляда, коляда, ты подай пирога»; разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; рассматривание тематического альбома «Народные промыслы».
4. В выходные дни предложить посетить с детьми Этнографический музей.
5. Консультации для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре», «Роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей». Проведение познавательно-исследовательской деятельности «Из чего же, из чего же?» (дерево - матрешки, хохлома; глина- дымка и т. п.), «Что такое валенки?».
6. Совместное создание в группе мини- музея декоративно-прикладного искусства и народных игрушек с участием родителей. Участие родителей в подборе наглядного материала и литературно-поэтических произведений.
Посещения мастер-класса по прикладному творчеству. Проведение выставки «Ярмарка талантов».
Заключительный этап: Викторина «Матрешкины загадки». Выставка совместных творческих работ детей и родителей на музыкальном развлечении «Ярмарка талантов». Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
4. Перечень материалов и художественных и изобразительных средств.
5. Форма презентации продукта деятельности творческой мастерской
Выставка совместных творческих работ детей с родителями осуществляется на «Ярмарке талантов», где дети рассказывают о работах, поделках, комментируют, обмениваются сувенирами.
6. План - схема творческой мастерской (рисунок).
Сроки |
Этапы (алгоритм) |
Направление деятельности |
Материалы |
Предполагаемый результат |
Сентябрь-октябрь |
1.Подготовительный этап |
Презентация, беседы. Организация пространства для проведения творческой мастерской. Подготовка образцов, шаблонов, нахождение необходимого методического материала. Организация родителей на практические занятия в творческой мастерской. |
Схемы этапов работы. |
Мотивация детей и родителей на совместную деятельность Обсуждаются детские предложения – что можно сделать, как это можно сделать. |
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, народными игрушками. |
|
Готовность детей и родителей к работе в творческой мастерской |
||
Чтение литературных произведений, рассматривание образцов, альбомов народно-прикладного искусства. |
||||
Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов. |
Обновление РППС игрушками и литературными источниками |
|||
Ноябрь-февраль |
2. Основной этап |
Воспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, выбрать необходимый материал для работы и обсудить, как будут изготавливаться работы каждым ребенком индивидуально, группами или парами. Самостоятельное деление детей на подгруппы или пары. Воспитатель вместе с детьми обсуждает вспоминают приемы вырезывания, лепки, рисования, последовательность выполнения аппликации или рисунка. Дети подбирают наиболее удачный материал для работы, вырезают, рисуют, лепят, располагают на листе бумаги. |
Различные образцы, схемы, модели их выполнения, а также цветная бумага разной фактуры, пластилин (глина) и инструменты, необходимые для выполнения аппликации или рисунка. |
Совместное участие в творческой продуктивной деятельности. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваясь друг с другом. |
Март-май |
3. Заключительный этап: |
Вместе с детьми и родителями воспитатель рассматривает получившиеся работы, обсуждает результат деятельности, сравнивает их с замыслом. Подведение итогов. Проведение рефлексии. Проведение выставки «Ярмарка талантов». Обмен сувенирами. |
Материалы для аппликации, лепки, рисования. |
Развитие творческих способностей; удовлетворение потребности детей в самовыражении. |