Караева Р.А. Формирование информационной компетенции младших школьников: педагогический опыт // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 612028
ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье "Формирование информационной компетенции младших школьников: педагогический опыт"

Тип проекта:
- по деятельности учащихся – исследовательский;
- по форме организации – групповой;
- по содержанию– межпредметный;
- по продолжительности – 1 год.
Актуальность:
Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением (слайд 3).
Противоречия:
- между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
- между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
- между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения (слайд 4).
Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.
Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.
Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся (слайд 5).
Задачи:
- проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
- определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;
- обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией;
- способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
- способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- формировать начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры;
- определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы (слайды 6, 7, 8).
Этапы работы над проектом: подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный (слайды 9, 10, 11).
Ожидаемые результаты (слайд 12):
- начальное освоение учащимися современных информационных технологий;
- овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования;
- безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;
- успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих проектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды;
- недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся.
План реализации (слайд 13):
- урочная деятельность с применением ИКТ;
- совместная деятельность с родителями;
- исследовательская и проектная деятельность;
- практические занятия;
- доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе».
Деятельность учащихся: поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме (слайд 14).
Роль учителя: проектировщик, консультант, координатор, мастер (слайды 15-18).
Направления работы (слайд 19):
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;
- создание графических изображений (диаграммы);
- участие в конкурсе компьютерных рисунков;
- оформление результатов работ на компьютере;
- подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
- выпуск печатной продукции;
- организация тематических вечеров эстетической направленности;
- организация конкурсов и творческих работ;
- организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- создание портфолио учащихся;
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- тренинги;
- творческие раб учащихсяся: «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», «Компьютер и мое здоровье».
Диагностика эффективности проекта (слайд 21):
- Групповая и индивидуальная самооценка.
- Анкетирование родителей и учащихся.
- Экспертная оценка коллег.
- Тестирование учащихся.
Результаты диагностики (слайд 26):
- Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
Начало года – 32 %; Конец года –70 %
- Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
Начало года – 40 %; Конец года – 60 %
- Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
Начало года – 28 %; Конец года – 56 %
- Знание различных методов обработки информации.
Начало года – 24 %; Конец года – 52 %
- Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
Начало года – 20 %; Конец года – 64 %
Результативность проекта:
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам;
- электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Практическая значимость проекта (слайд 27):
- индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;
- повысилось качество наглядности в учебном процессе;
- снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;
- удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;
- повысилась информативность урока, эффективность обучения;
- наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;
- вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет – игры и конкурсы.
Вывод по проекту (слайд 23):
В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:
- произошло изменение и расширение объектов компетенции,
- увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий, проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.