Кириенко Вита Сергеевна
Котова Ольга Васильевна
Педагог-психолог, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожска, Ленинградская область
Учитель-логопед, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожска, Ленинградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кириенко В.С., Котова О.В. Использование проектной деятельности в процессе сопровождения детей с ОВЗ (методическая разработка) / разработ. В.С. Кириенко, О.В. Котова, Н.А. Кириенко, О.В. Подобина, Е.В. Сапьян, И.К. Земцовская // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 610916
ПРИЛОЖЕНИЕ: Ход проекта
Актуальность направления
Проектная деятельность по своей сущности нацелена на формирование и коррекцию способностей, обладая которыми, ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательно - образовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.
Наша творческая группа в составе: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, работает с детьми, имеющими нарушения в развитии (ранний детский аутизм, нарушения зрения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, генетические нарушения, задержка психического развития). Для этих детей очень важно быть нужными, принятыми, быть самостоятельными, а значит и уверенными в своих силах. Для этого им предстоит научиться взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками: умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на множество вопросов, научиться называть предметы, обозначать действия, ориентироваться в пространстве, объяснять свои желания и потребности, понимать инструкции. Формирование этих умений гораздо эффективнее происходит при включении детей в проектную деятельность, в ходе которой развиваются коммуникативные навыки и корректируется эмоционально-волевая, познавательная и речевая сфера детей с ограниченными возможностями здоровья.
Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства. Коллективная творческая деятельность побуждает к интересной, познавательной и радостной работе. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свой неповторимый вклад в общее дело.
Проектная деятельность, поддерживает детскую познавательную инициативу, но на пути становления этой деятельности существуют определенные трудности. Социальная действительность является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом.
Процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанную от педагога информацию. Ребенку достаточно повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не своё мышление.Проблема заключается в том, что подобные принципы не задействуют, по мнению Л.С. Выготского, «зону ближайшего развития» ребенка, а значит, не решают задачи развития способностей дошкольников.
Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписываться в существующую систему норм и правил. Возникает вопрос: как поддержать, развить и сохранить детскую активность и инициативу в условиях нормативной ситуации? Разрешить эту проблему помогает проектная деятельность, как одна из эффективных форм детской деятельности.
Метод проектов реализуется, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей и родителей путем поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Предлагаем вашему вниманию один из проектов, реализованных в рамках проектной деятельности. Этот проект был разработан специально для воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
«Художественная литература, как средство коррекции
нарушений у детей с ЗПР»
Паспорт проекта
Название проекта |
«Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР» |
Руководитель проекта |
Учитель-дефектолог: Н.А. Кириенко Учитель-логопед: О.В. Подобина Учитель-логопед: О.В.Котова Педагог-психолог: В.С. Кириенко Воспитательи Е.В. Сапьян, И.К. Земцовская |
Консультанты (если они есть) |
Зам.заведующего: И.И. Козлова Музыкальный руководитель: Т.Ю. Лебедева |
Состав и возраст проектной группы |
Дети разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (от 4 до 7 лет). |
Срок реализации. |
Долгосрочный |
Типология проекта |
Социальный |
Направленность |
Коррекционная работа |
0бразовательные программы, в рамках которых проводится проект |
|
Образовательные области |
|
Актуальность |
Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей – это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Художественная литература – лучший друг педагога, т.к. используя художественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме, мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент - интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях. В начале учебного года был проведён диагностический опрос детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. (см. опросник педагога-психолога). Опираясь на результаты данного опроса, мы сделали вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к литературе, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. У детей недостаточно развито чувство эмпатии. Следовательно, роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям. Поэтому педагогическим коллективом нашего ДОУ в составе:
было решено разработать долгосрочный проект на базе группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР №8 «Радуга», а также их родителей по теме: «Художественная литература, как средство коррекции нарушений развития детей с ЗПР». |
Цель проекта |
Развивать интерес к художественной литературе, как средству развития социализации и коммуникации; способствовать раскрытию творческого потенциала детей; формировать важность совместного творчества педагогов, детей и их родителей. |
Задачи: |
Воспитательные:
Обучающие:
Развивающие:
Коррекционные задачи: Формировать умение слушать различные произведения, концентрировать внимание, развивать его произвольность, анализировать, устанавливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их поступки. |
Этапы |
I этап-подготовительный II этап-основной III этап- итоговый |
Характеристика деятельности участников |
Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители. |
Характеристика деятельности участников в рамках проекта |
|
Рабочее планирование проекта |
1 этап - подготовительный: Педагоги: Определяются с темой, вызывают интерес у детей к художественной литературе, составляют план проекта, знакомят родителей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, дополнительный материал. Ведут работу группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР № 8 «Радуга» в Контакте: постоянное обновление странички, консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через художественную литературу как в ДОУ, так и в семье. Подбор материала для всестороннего развития детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала). Родители: Анкетирование; знакомство с темой проекта.
|
Рабочее планирование проекта |
2 этап - основной: Педагоги: Работа группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР №8 «Радуга» в Контакте. Постоянное обновление странички: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудиосказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через сказку как в ДОУ, так и в семье. Подборка фото, аудио и видеоматериала. Продолжить:
Родители:
|
Рабочее планирование проекта |
3 этап - итоговый:
|
Необходимое оборудование |
Художественные произведения, природный и бросовый материал, наглядно-методические пособия. |
Презентация итогов проекта |
|
Предполагаемые итоговые продукты проекта (портфолио проекта) |
|
Ожидаемые результаты по областям интеграции