Гребенюк Ольга Витальевна
Полторабатько Нина Стефановна
Дутова Ольга Владимировна
Старший воспитатель, МБДОУ детский сад № 11, Алексеевка
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 11, Алексеевка
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 11, Алексеевка
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гребенюк О.В., Полторабатько Н.С., Дутова О.В. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественному чтению / О.В. Гребенюк, О.В. Дутова, Н.С. Полторабатько, И.А. Чепурченко // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 594097
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи лингвисты (К.Д. Ушинский, А.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.И. Айдарова и др.)
Первоосновой воспитания, называют детскую литературу, И Токмакова.
По словам В.А. Сухомлинского «чтение книг» – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель, находит путь к сердцу ребенка.
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка общеизвестно. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм языка.
К сожалению, нельзя отметить снижение интереса к чтению у детей. Войдя в 3 тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общественных источников.
Согласно результатам исследования среди дошкольников, рейтинг чтения книг занимает лишь 5 место среди других интересов ребенка и формы занятости.
Так 1 место занимают компьютерные игры;
2 место — просмотр телепередач и видеофильмов;
3 место — сюжетно-ролевые игры со сверстниками;
4 место — использование игровых приставок;
Из опыта работы, хотим сказать, детям перестали читать, а значит страдает грамотность и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание.
Как показывает практика далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать сказку или концовку к ней, сочинить простой рассказ. Некоторые дети даже не могут понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Несомненно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение и служат прекрасным воспитательным средством. Как же помочь юному читателю? Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведений.
Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходится начинать только в детском саду, т.к. не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения ребенка.
Ведь интерес к книге у ребенка проявляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке, начинает возникать интерес к тексту. Таким образом, постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном возрасте.
Задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
С этой целью, в нашем ДОУ проводится ряд мероприятий:
Таким образом, наша работа, нашла продолжения в организации мероприятий выходного дня «Выходной, выходной, все родители со мной»
Это поход в кинотеатр, библиотеки (многие дети и родители с удовольствием посещают библиотеки, музеи).
Литература: