Чеботаренко Светлана Васильевна
Квашенко Людмила Михайловна
Воспитатель, МБДОУ № 46, г. Мурманск
Воспитатель, МБДОУ № 46, г. Мурманск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чеботаренко С.В., Квашенко Л.М. Эксперименты с содой: занятие в старшей группе // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 588458
Цель: учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования.
Задачи:
Оборудование: сода, вода, сахар, варенье, уксус, лимонная кислота, микроскопы, медали, фото химиков-лаборантов, стаканы, блюдца, ложки, фартуки.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, я вас приглашаю в научную лабораторию, и мы с вами отправимся в путешествие, которое ведет к открытиям. А начнем его с науки химии.
Химия изучает такие превращения, в результате которых получается что-то новое.
Людей, которые проводят химические опыты, называют химиками-лаборантами (показ слайда). Хотите побывать в роли химика-лаборанта?
Дети. Да.
Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории.
А теперь давайте пройдем к столам.
Опыт № 1.
Воспитатель. У каждого из вас на столе стоит стакан с водой и баночка с соком клюквы. Это два вещества: вода и сок. Как вы думаете, из этих двух разных веществ можно сделать другое вещество? Как это можно сделать? Давайте соединим эти два вещества. А теперь возьмите чайную ложку и размешайте. Какое новое вещество у нас получилось?
Дети. Морс.
Воспитатель. Да, ребята, мы получили морс. А что такое морс?
Дети. Морс – это освежающий напиток из сока ягод с добавлением сахара. Морс очень полезный.
Опыт № 2
Сегодня я познакомлю вас с пищевой содой. (Показ соды). Сода – это порошок белого цвета, состоит из мелких кристалликов и не имеет запаха. Соду используют в самых различных домашних делах, например, для выпечки.
И, прежде чем, мы начнем проводить опыты с пищевой содой, давайте ее рассмотрим. И убедимся в том, что она действительно состоит из мелких кристалликов. Подойдите к столу и рассмотрите соду в микроскоп.
Из чего состоит сода? (Из маленьких песчинок, кристалликов). Мы с вами рассматривали кристаллы сахара. Какие кристаллы крупнее – соды или сахара? (Кристаллы сахара крупнее).
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?
Дети. Сода состоит из кристаллов и они мельче, чем кристаллы сахара.
Опыт № 3
А теперь пройдите к своим столам для проведения опыта.
У вас на столах стоят стаканы с холодной водой и пищевая сода.
Я предлагаю вам в стакан с холодной водой высыпать чайную ложку соды, размешать ее и внимательно понаблюдать за тем, что происходит.
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?
Дети (вывод): Сода просто растворилась в воде.
Воспитатель. Таким раствором можно полоскать горло, а можно даже пить.
Опыт № 4
А сейчас проверим, что будет, если положить соду в горячую воду. Но это буду делать я, так как вода очень горячая. (Наливаю из термоса горячую воду).
В стакан с горячей водой высыпаю столовую ложку соды и внимательно наблюдаем за тем, что происходит.
Дети. Выделяются пузырьки.
Воспитатель. Сода-тихоня превратилась в опасного монстра.
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?
Дети (вывод). Сода в холодной воде просто растворилась, ею можно полоскать горло и даже пить, а в горячей воде стали выделяться пузырьки, сода шипит, и такую воду пить категорически запрещено!
Опыт № 5
Воспитатель. А теперь будем делать газировку в процессе химической реакции.
В стакан с водой я вам наливаю лимонный сок, он нам необходим для опыта. А вы насыпьте в свои стаканы 1 чайную ложку сахара и размешайте. Теперь самое главное: положите 1 чайную ложку соды. Что происходит?
Дети. Огромное количество пузырьков и вода шипит.
Воспитатель. Так какой вывод?
Вывод: когда лимонный сок в воде соединяется с содой – появляются пузырьки газа, и вода начинает шипеть. Поэтому этот напиток называется газированным. После реакции можно пить газировку.
Опыт № 6
Воспитатель. Следующий опыт я проведу сама, потому что в нем используется уксус – опасное вещество. И вам это вещество категорически трогать запрещено. Даже нам взрослым с ним нужно обращаться очень осторожно.
Я беру воздушный шарик и насыпаю в него соду. А теперь внимание! Осторожно вливаю в шарик уксус. Что происходит?
Дети. Шарик надулся.
Воспитатель. Этот опыт показывает, что сода и уксус соединились вместе и стал выделяться газ, с помощью которого и надулся шарик.
Опыт № 7
Воспитатель. А сейчас вы проведете опыт, который называется «Цветной вулкан».
Возьмите две чайные ложки соды и насыпьте в пустой стакан. Добавьте туда краску. Я вливаю немного средства для мытья посуды. А теперь внимание! Сделайте шаг назад, а я добавлю уксус.
Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена.
Вывод: этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сода и уксус соединились вместе, и получилась такая реакция, похожая на извержение вулкана.
Итог: Все дети подходят к воспитателю.
Воспитатель. Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли химиков-лаборантов. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель. А еще мы познакомились с новым веществом – пищевой содой. Наши опыты показали, что сода взаимодействует с различными веществами, мы увидели, что с ней происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный химик» и вручить медаль. Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.