Редькина Татьяна Павловна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 36491
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).
Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.
Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.
Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа
|
Тема НОД |
Тема деятельности |
Цель деятельности |
Описание |
1 |
«Планета Земля в опасности»
|
«Глобус своими руками» |
Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года. |
Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10) |
2 |
«Обитатели нашего уголка природы». |
«Растения пьют» |
Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды). |
В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин – у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды. - Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям) |
3 |
«Влаголюбивые и засухоустойчи- вые комнатные растения». |
«Влаголюбивые и засухоустойчи- вые» |
Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот. |
Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу. |
4 |
«Почему белые медведи не живут в лесу?» |
«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет» |
Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя. |
Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?». Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя – она черного цвета. - Зачем? Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя – они прозрачные. - Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы. |
5 |
«Беседа об осени» |
«Почему листья осенью желтеют» |
Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня. |
Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света – лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда). |
6
|
«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»
|
«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне» |
Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно. |
Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки. - Зачем лягушке такая особенность? Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка… - У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему? |
«Как видит лягушка» |
Показать особенности зрения лягушек. |
Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой. -Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это? Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны |
||
7 |
«Сравнение рыб и лягушек».
|
«Как видят рыбы» |
Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды. |
Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям. - Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии. - Хорошо видно друг друга? (плохо) Так и рыбы видят – они близоруки. Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду. - Хорошо видно? (ничего невидно). - Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде? Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы) |
8 |
«Беседа о кроте»
|
«Как видит крот» |
Показать приспособленность крота к подземному образу жизни.
|
Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота). - Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно) А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно). |
«Почему мех крота ложится в разных направлениях» |
Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против. - Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти) - Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад). |
|||
9 |
«Слепые землекопы»
|
Проект «Слепые землекопы» |
Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей. |
Презентация «Слепые землекопы» |
10
|
«Что мы знаем о птицах?»
|
«Как видят птицы» |
Показать зависимость расположения глаз от типа питания. |
Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя) А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки – мыши, тигры – антилопы, волки - зайцы). |
«Полет листа бумаги» |
Показать важность площади опоры о воздух для полета. |
Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук. - Какой лист упал раньше? (скомканный) – Почему? Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы.
|
||
11 |
«Сохраним елку – красавицу!»» |
«Елочки - школьницы» |
Показать сколько елок вырубается на праздник. |
Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей. |
12 |
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» |
«Маскировка» |
Уточнить приспособительные особенности животных. |
Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
«Этажи леса» |
Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает. |
Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
||
13 |
«Волк и лиса – лесные хищники» |
«Чьи ноги быстрее» |
Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи. |
Моделирование при помощи «ног – циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих. |
Подвижная игра «Поймаем зайца» |
Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи. |
Лето – один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться. |
||
14 |
«Лес в жизни человека» |
«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели» |
Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях. |
Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец.
|
15 |
«Заповедные места и памятники природы» |
Сюжетная игра «Некультурные туристы» |
Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей. |
Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей – «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы. |
16 |
«Кому нужна вода?» |
«Капля за каплей» |
Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов. |
Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. – Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана? Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня. |
17 |
«Обитатели водоёма» |
Фото-загадки «Животное водоема» |
Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем. |
Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей). |
18
|
«Что живет в воде, что растет в воде»
|
«Почему завяла валлиснерия» |
Показать детям полную зависимость от воды водных растений. |
Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть. |
«Почему ива плачет» |
Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы |
В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода. Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями. |
||
19 |
Праздник «Земля, с днём рождения тебя!» |
|
|
В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др. |
20 |
«Зелёная служба Айболита – весенний уход за комнатными растениями» |
|
Показать способы размножения растений, виды корневой системы. |
Посадка и пересадка комнатных растений. |
Литература: