Конспект занятия познавательного типа "Откуда хлеб пришёл?"

Федорова Елена Вячеславовна

Воспитатель, Детский сад "Огонек", ЯНАО, г. Надым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Федорова Е.В. Конспект занятия познавательного типа "Откуда хлеб пришёл?" // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 36249


 

Цель: познакомить детей с тем, какой путь проходит хлеб, прежде чем появиться на нашем столе.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить с названиями профессий людей, которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, шоферы-механизаторы, агрономы, селекционеры, пекари.

- образовывать прилагательные от имен существительных (из пшеницы- пшеничная мука).

- познакомить с пословицами и поговорками о хлебе.

- развивать связную речь.

Развивающие задачи:

- развивать внимание, память, восприятие, словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

-формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.

Материалы и оборудование:

-иллюстрации «Хлебобулочные изделия».

- использование ИКТ.

-соленое тесто.

Предполагаемый результат:

- дети называют профессии людей, которые выращивают хлеб.

- объясняют значение пословиц о хлебе.

- воспитывается бережное отношение к хлебу.

 

Ход занятия

Отгадайте, ребята, загадку:

«Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Что это? (хлеб)

Где можно купить хлеб? (в магазине).

Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? ( булочная, хлебный магазин).

Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут хлеб? (из теста, которое делают из муки).

Откуда, ребята, берется мука? (перемалывают зерно, которое выращивают люди на полях).

Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала посадить, вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этой работой занимаются люди по профессии хлебороб. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают зерновые культуры?

(Воспитатель может использовать серию картин по теме: «Откуда хлеб пришел?» или показать презентацию по данной теме)

Ребята, что нужно, чтобы колоски выросли? (Зерно посадить в землю).

Что происходит весной в поле? Какие машины пашут землю? (трактора).

Кто управляет трактором? (тракторист). Землю вспахали, чтобы она была мягче и зерно быстрее могло взойти. На распаханное поле выходят другие машины- сеялки.

По земле сырой, не жесткой

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Ребята, как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что» зерна сыпались до полночи»? (Это значит, что люди работают допоздна. Зерна нужно посадить в определенный срок и если их посеять раньше или позже срока, они могут не вырасти).

Какие зерна сеют в поле? (Рожь, пшеница, овес). Все лето созревают зерна в колосках. Как вы думаете, что нужно, чтобы колоски зрели? (солнце, дождик, удобрения). Хлебное поле летом очень красивое. Художники его изображают на картинах, поэты сочиняют стихи. Хлебное поле еще называют словом «нива».  Нива от слова низ, т.е. поле находится низко-низко.

Ребята, давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами хлебные колоски.

Физкультминутка.

Колоски золоченые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Но вот зерна созрели и на поле выходят другие машины- комбайны. Кто управляет комбайном? (комбайнер).

Что делает комбайн? (Срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины).

Куда везут обмолоченное зерно? ( на элеватор). На элеваторе зерна растирают, обмолачивают. Получается мука. Муку везут на хлебозавод.

Что, ребята, делают с мукой? Кто для нас печет хлеб, булочки? (пекари).

Мука бывает разная: из зернышек пшеницы- пшеничная, ржи- ржаная, из овса- овсяная.

Как вы думаете, что выпекают из белой пшеничной муки? ( белый хлеб, булки, баранки, печенье). А еще из пшеницы делают манную крупу.

Из темной ржаной муки пекут черный хлеб.

Но не все зерна отвезли на элеватор и обмолотили. Часть зерен- самые лучшие, крупные- оставили, чтобы на следующий год опять засеять поля. Хранят зерна в зернохранилищах. Заботятся о самых лучших и крупных зернах, чтобы урожай был богатый, люди по профессии-селекционеры.

Вот видите, ребята, как много сил, труда надо приложить, чтобы получить хлеб. О хлебе сложено много пословиц.

Хлеб всему голова.

Без хлеба- нет обеда.

Хлеб- батюшка, вода- матушка.

Теперь, ребята, вы знаете, откуда хлеб приходит на наш стол и я думаю, тоже будете с уважением относиться к хлебу. Запомните правила:

-хлеб нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощение за это.

Хлеб- главное богатство и его нужно беречь!

А теперь мы с вами попробуем самостоятельно слепить из соленого теста хлебобулочные изделия. (лепка с детьми из соленого теста).