Знакомство детей с водой и её свойствами: конспект исследовательской деятельности по экологии для детей старшего возраста

Ковалева Светлана Николаевна

Воспитатель, МБДОУ дс №23 "Дельфиненок", Московская область, г.о. Подольск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ковалева С.Н. Знакомство детей с водой и её свойствами: конспект исследовательской деятельности по экологии для детей старшего возраста // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 11.11.2019).

Заказ № 35740


Цель: сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть) познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)

 

Задачи:

  • Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас,
  • Пробудить интерес к природе, её явлениям.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Капитошка, он хочет проверить, какие вы сообразительные, и сейчас загадает вам загадку.

 

Капитошка. Что в руках не удержишь, в решете не унесёшь?

Ребята. Вода.

 

Капитошка. Молодцы, ребята! Вы - умные и сообразительные.

А теперь скажите, что сильнее: вода или огонь?

(Дети затрудняются с ответом.)

 

Воспитатель. Чтобы узнать об этом, мы отправимся в сказочную страну, которая называется Водиландия,  а Капитошка будет нашим проводником, он приведёт нас в Водиландию. Все идём по детскому саду и возвращаемся опять в группу - сказочную страну. Все подходим к столам, на которых стоят вода, тазики, различные баночки, стаканчики и т. д. Это и есть Водиландия. Что же интересное нас здесь ждёт? Что нового мы узнаем о воде? Капитошка, где же жители этой страны, почему мы никого не видим?

 

Капитошка. Жителями этой страны являются капельки, такие, как я, а все вместе они образуют воду, которая, посмотрите, у вас на столе в тазиках.

 

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с капельками. Капитошка говорит, что в Водиландии есть королева, и вот она написала нам записку, в которой рассказывается о воде и её свойствах. Давайте её   прочитаем: «Я могу литься, растекаться...» Так, давайте проверим. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на тарелку. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается. Вы убедились, что вода льётся и растекается?

 

Дети. Убедились.

 

Воспитатель. У нас на столах лежат деревянные кубики, линейка.

Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку. Какую форму она принимает? (Форму баночки.)

 А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? Вы заметили правильно, что вода меняет форму. Это мы  увидели из опыта: сначала вода приняла форму баночки, затем форму чашки, затем форму блюдца. Маша, какую форму принимала у нас вода? Алёна, когда и какую форму имеет вода? Правильно, вода принимает форму предмета, в который её наливают. Вода может менять форму, это вы видели на опыте.

А какого цвета чистая вода? Если дети говорят, что она белая, я не верю: смотрите, кладу рядом белый лист бумаги. Отличается вода в стакане от   белого листа? Так всё-таки какая вода по цвету? Имеет ли вода цвет?

 

Дети. Вода чистая, она бесцветная.

 

Воспитатель. Это ещё одно свойство воды. Наташа, скажи ещё раз всем ребятам, имеет ли цвет чистая вода? Как мы об этом догадались?

А теперь проведём следующий опыт: у вас на столах лежат пуговицы, мозаика, возьмите их опустите в стакан с молоком и в стакан с водой. В каком стакане нам хорошо видны пуговицы и мозаика? А как вы думаете, почему в чистой воде видны эти предметы, а в стакане с молоком - нет? Какая вода? (Правильно прозрачная.) Какой бы вы предмет ни опускали в воду, он будет виден. Опустите свой пальчик в стакан с водой. Видите ли вы его? А почему вы его видите? Какая - вода?

А какая вода в грязных лужах? Прозрачная? (Нет.) А какая (Грязная.)

А грязная вода прозрачная? (Нет.) Паша, так какая вода бывает прозрачной? (Чистая.) Правильно! Молодец!

Рассмотрите каплю воды в микроскоп. Убедились! (Да!)

Ребята, а теперь такой вопрос: может вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит? (Когда её нагревают.) А что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь.) Но не только огонь. Давайте и мы с вами нагреем воду при помощи электронагревателя. Видите,  она кипит, булькает, бурлит, шипит. А какая кипящая вода? Можно ею обжечься? (Да, она очень горячая.)А что ещё может нагреть воду? (Кипятильник, солнце.)  Приведите примеры, где вода очень-очень горячая, а где тёплая. Итак, Маша, скажи, какое свойство воды мы узнали из опыта? (Маша отвечает.)

А теперь попробуем отгадать загадку. Зимой летала, а весной побежала.

Правильно, это вода. Ребята, а как вы думаете, что будет, если снег или лёд подержать над огнём? Что с ним станет? Во что превратятся снег и лёд? Давайте проверим это на опыте. (Держит лёд над огнём, он тает, превращается в воду.) Теперь попробуйте, возьмите льдинку в ладошки и подержите немножко. Что случилось с льдинкой? А почему лёд стал таять в ваших ладошках? Из чего состоит лёд?(Из воды.) Что будет с ним, если его нагреть, во что он превратится? Чем можно нагреть лёд, чтобы он растаял? Давайте с вами нальём воды в формочку, поставим в морозильник, что же получится.

Мы с вами узнали ещё одно свойство воды: вода может замерзать, превращаться в лёд, который, в свою очередь, может растаять, если его чем-либо нагреть.

Рисование картин только кистью и водой

А для чего вода нужна? (Дети отвечают, приводят примеры из личного опыта.) Правильно,  человек ни дня не может прожить без воды: из неё он готовит пищу, она нужна цветам, человек может не есть чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода - добрый друг и помощник человека. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Вы, наверное, знаете, как приятно и весело плескаться в речке летом, как приятно утолить жажду в жару.

Но чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют её отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озёра. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде.

Воду надо беречь, потому что без неё невозможно жить на земле.