Овладение произносительной культурой речи в начальной школе

Юшина Любовь Евгеньевна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №21, г. Рязань

Научный руководитель – доц. С.В. Сысоева

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Юшина Л.Е. Овладение произносительной культурой речи в начальной школе // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 20.04.2019).

Заказ № 35667


Правильная и развитая речь является одним из главных показателей готовности школьника к успешному процессу обучению. Как правило, в начальной школе педагог уделяет внимание формированию правильного, четкого произношения слов и звуков уже в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, а недостатки устной речи могут привести к низкой успеваемости.

Произносительная сторона речи содержит компоненты, работая над которыми учащиеся повышают уровень владения языком. К таким компонентам относятся выразительность речи, интонация, сила и высота голоса, темп, ритм и тембр. Т.И. Зиновьева утверждает, что: «работа над звуковой стороной речи в начальной школе направлена на формирование произносительной культуры как совокупности устно-речевых навыков, необходимых для произнесения речи, соответствующей  литературной норме и ситуации общения» [3, с. 27]. Следует отметить, что особое значение также имеет умение контролировать управление мускулами речедвигательного аппарата.  В связи с этим,  учитель должен организовать комплексную работу для совершенствования навыков учащихся по данной теме, а также уделить внимание подготовительной деятельности – выполнению дыхательных упражнений.

Эффективным методом обучения произносительной культуре является метод опоры на речевой слух, что предполагает развитие у учащихся слуховой чувствительности, способности точно воспринимать особенности звукового оформления высказывания собеседника [3, с. 29]. Такой навык имеет достаточно сложную структуру, поэтому работа в данном направлении является сложной. Результат зависит от многих критериев. Во-первых, работа должна строиться дифференциально: следует проанализировать уровень слухового внимания каждого ученика и на основе полученных результатов сгруппировать учащихся для дальнейшей работы. Во-вторых, работа по развитию речевого слуха не должна вестись обособленно, а значит, элементы работы нужно включать на всех уроках. В-третьих, следует использовать наглядные и технические средства обучения.

В младших классах часто применяются задания на основе звукового образца. В организации деятельности над произносительной культурой речи это эффективный метод,  который помогает  ученикам обнаружить произносительные ошибки своих товарищей, а затем и проанализировать собственную речь. Кроме того, следует отметить универсальность данного метода: использование звукового технического материала позволяет многократно упражняться и доводить до автоматизма нужные умения. Однако, как отмечает А.Ю. Чирво, к звуковым образцам должны предъявляться следующие требования:

1) образец должен представлять собой тексты классических произведений литературы;

2) текст образца должен быть доступен, интересен по содержанию;

3) в образце должна быть представлена запись речи профессионалов (чтецов), имеющих безупречные произношение, интонационное оформление речи;

4) каждый конкретный образец должен быть предназначен для анализа одной произносительной особенности речи (дикции, соблюдения норм орфоэпии, темпа, эмоциональной интонации и т.д.);

5) та или иная особенность звучания речи может быть представлена как с позитивной, так и с негативной стороны [4, с. 27].

Каждый учитель понимает, что эффективность урока – залог успешной  работы школьников над поставленной проблемой, темой. Так, при совершенствовании  фонематического слуха учащихся, в урок можно включать задания  в игровой форме. Приведём примеры таких упражнений.

Упражнение «Потерялся звук». Учитель говорит на ухо одному ученику слово, а другому – звук. Затем ребята  должны догадаться, в начале или в конце слова надо добавить названный звук, чтобы получить новое слово [1].

Примеры слов:

жил – жила               луг – плуг,

лад – клад                  вол – волк,

ток – сток                лак – злак,

качка – скачка.

При желании можно изменить задание: учитель даёт слово, в котором нужно убрать звук, чтобы получилось новое слово. Наиболее трудным вариантом является самостоятельная работа учащихся по придумыванию слова для конструирования.

Упражнение «Сказочный кармашек».

В импровизируемый  карман герою кладут согласную букву. Вокруг кладут гласные буквы. Задача – прочитать слияния  [2, с. 55].

Работа над произносительной культурой речи – сложный и долгий процесс, который должен быть целенаправленно организован учителем

с учётом особенностей учащихся. Методическая литература содержит много приемов работы, но лишь структурно-организованная работа, систематичность и последовательность поможет ученику пользоваться словом в различных речевых ситуациях, избежав ошибок и продемонстрировав высокий уровень владения произносительной культурой речи.

Литература:

  1. Бунеев Р.Н. Букварь: учеб. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2011. 160с.
  2. Бушуева Л.С. Игра как средство развития фонематического слуха первоклассников при обучении грамоте // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 03. С. 55-57.
  3. Зиновьева Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура// Начальная школа. 2014. №7. С. 26-31
  4. Чирво А.Ю. Звуковой образец как средство совершенствования произносительной культуры младших школьников // Начальная школа. 2009. № 10. С. 26-29.