Система работы педагога-психолога ДОО по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Воеводина Ирина Александровна

Педагог-психолог, МДОУ № 42 "Родничок" ЯМР, Ярославская область, Ярославский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Воеводина И.А. Система работы педагога-психолога ДОО по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 35434


 В условиях глобальных изменений в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государств все более ценится интеллект и креативность, возрастает потребность общества в творческих, одаренных людях.

Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно принимать нестандартные решения, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры рассматривается так же как условие ее успешной адаптации в современном социокультурном пространстве и является одной из основных задач модернизации дошкольного образования.

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Однако, как показывает практика, возможности дошкольного возраста, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у педагогов необходимых знаний о методах выявления и развитии детей с признаками одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, сопровождению и развитию дошкольников с признаками одаренности.

Опираясь на труды известных исследователей в области психологии, в которых классифицированы понятия «способностей», «одаренности» и «таланта» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, педагоги МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР с сентября 2014 года работают над проблемой организации образовательного пространства для развития детской одаренности в условиях современного ДОУ.

В 2014 году на базе МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР начала свою деятельность инновационная муниципальная площадка по теме «Детский сад – образовательное пространство для развития детской одаренности», целью которой является организация образовательного пространства для развития детской одаренности в условиях современного ДОУ. А именно, научно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение полноценного образования потенциально одаренных детей в дошкольной образовательной организации.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Творческому развитию дошкольников посвящено много исследований в детской психологии. Различные аспекты развития творческих способностей у детей дошкольного возраста рассматривались в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [2, 3, 4, 5]. Были выделены следующие особенности творческой деятельности ребенка-дошкольника: синкретизм (слитность различных видов деятельности), динамичность, эмоциональная окрашенность, связь с игрой.

Большинство исследований творческого развития детей посвящены развитию творческих способностей в игровой деятельности, формированию музыкальных, художественных способностей [5]. Ряд исследований посвящены гендерным различиям в проявлении творческих способностей у дошкольников [1]. Изучались особенности развития детского воображения, творческого мышления [2, 4, 8, 9], творческого конструирования, экспериментирования [6, 7]. Сложность проблемы творческого развития у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

По исследованиям Торренса креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию [8].

Исследования А.Э. Симановского показали определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. Раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Эти задания доступны уже пятилетним детям. К шести годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность к аналогиям формируется только к 9 –10 годам. Среди речевых способностей раньше других формируется способность к словообразованию (7-8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10-11 годам [8].

На возрастном этапе 5-6 лет, обобщая исследования А.М. Матюшкина, Н.Н. Поддьякова, основным структурным компонентом творческого развития ребенка становится проблемность как внутреннее свойство психики ребенка, обеспечивающее постоянную открытость ребенка новому, выражающееся в поиске несоответствий и противоречий. Потребность детей в преодолении этой неопределенности, проблемности, по мнению авторов, стимулирует высокую творческую активность на данном возрастном этапе и способствует развитию творческого потенциала. Как отмечает В.Н. Дружинин, среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и многовариантностью. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает их нахождение. По мнению автора, для формирования креативности необходимо:

•   Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

•   Наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [4].

Особенности творческого развития детей во многом обусловлены особенностями развития процесса воображения. К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. И в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Наглядно-действенное мышление дошкольников, как первая стадия развития творческого мышления (исследования детского творчества позволяют выделить три стадии развития творческого мышления: наглядно- действенное, причинное и эвристическое) характеризуются активизацией функции воображения: в начале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Анализ различного типа задач, предлагаемых детям старшего дошкольного возраста, чье творческое воображение развивается достаточно быстро, позволил О.А. Дьяченко выделить две основные формы воображения: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана ее реализации. Т.е., процесс воображения во многом определяет черты творческого процесса: создание новых образов, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций [8, 5]. Творческое развитие детей невозможно без развития процесса воображения. И соответственно развивать творчество необходимо такими средствами, которые способствуют прежде всего развитию воображения [6].

На наш взгляд, наиболее значимой и эффективной педагогической технологией, направленной на развитие творческого потенциала у детей является педагогическая технология Г.С. Альтшуллера - ТРИЗ. Значимость этой технологии определяется совокупностью лежащих в ее основе концептуальных положений. К числу базисных относятся следующие:

•   теория – катализатор творческого решения проблем.

•   знания – инструмент, основа творческой интуиции.

•   творческими способностями наделен каждый.

•   творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

Исходя из этого, основной целью работы по развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста является повышение познавательной, поисковой активности; умение мыслить самостоятельно, развитие гибкости и оригинальности мышления.

В своей работе мы ориентируемся на следующие основные направления:

  • создание благоприятного эмоционального фона;
  •  развитие творческого мышления;
  • развитие воображения.

Необходимо уточнить, какие конкретные задачи мы ставим в процессе развития каждого из этих направлений.

Одним из важных условий развития креативности у детей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Чтобы ребенок мог успешно действовать как член группы, ему необходимо обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества и это предполагает решение следующих задач:

  • развитие способности взаимодействовать с окружающими;
  • создание позитивного настроя;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

Определяя задачи по развитию творческого мышления, мы в первую очередь уделяем внимание развитию двух видов мышления:

  • развитие дивергентного мышления;
  • развитие конвергентного мышления.

 На наш взгляд, такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления.

Развивая воображение, мы ставим перед собой задачу по развитию у детей как репродуктивного, так и творческого воображения и всех его приемов: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование, типизация.

Как показала экспериментальная работа, образовательная деятельность дает хороший эффект, когда является обязательной и проводится систематически. Проводить игровые занятия следует не реже одного раза в неделю. Продолжительность каждого 35-40 мин. Оптимальное количество детей – 6 - 8 человек. Курс по развитию творческого потенциала направлен на детей 5 – 7 лет.

Одним из важных условий развития творческого потенциала детей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Поэтому проведению групповых творческих заданий должны предшествовать упражнения, направленные на создание благоприятного эмоционального фона, на сплочение детского коллектива, на снятие психоэмоционального напряжения, повышения уверенности в себе.

Непременным условием проведения образовательной деятельности является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая ее критика, психолог позитивно подкрепляет все идеи и ответы детей. Прежде всего это имеет отношение к проведению основной части занятий. Ошибки детей используются как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

 

Список литературы:

  1. Белова Е.С. Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных дошкольников к выдвижению и реализации новых идей.//Психолог в детском саду. 2005. №4. С. 15-24.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. – М: Просвещение.1991. – 93с.
  3. Давыдовская Е.М., Фитюнина Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитательно-образовательном процессе: Методическое пособие. - Ярославль, Спринт, 2010. - 167 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Изд.Питер.1999 – 368с.
  5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.:Изд. МПСИ; Воронеж, 2003. - 720 с.
  6. Одаренные дети/ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. М.:Прогресс, 1991.
  7. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования.// Дошк. воспитание 2000 №11, С.58 – 64.
  8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития,2002. – 160 с.
  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996 – 192 с.

 

 

Конспект занятия по развитию творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №  3

Приветствие.

Задание 1. Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится на его место.

Задание 2. Детям раздаются карточки со словами: автобус, озеро, яблоко, ромашка, одуванчик, кастрюля, сапожник и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Например, кастрюля – то, в чем варят суп.

сапожник – тот, кто делает сапоги.

Задание 3. Детям предлагается найти возможную причину происходящих событий:

  • Дети стали больше играть во дворе.
  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
  • Друзья поссорились.

Задание 4.  Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать. Проводится презентация рисунков. Всем спасибо, до следующего занятия!