Что такое солнце: конспект открытого урока по окружающему миру

Афанасьева Наталья Александровна

Учитель начальных классов, Гимназия № 16 "Интерес", Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Афанасьева Н.А. Что такое солнце: конспект открытого урока по окружающему миру // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 35401


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

Теоретическое обоснование

Организационный момент.

Положительный эмоциональный настрой.

Мотивация учебной деятельности.

1 слайд Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Надо думать, размышлять.

Нам урок начать пора,

В добрый путь, мои друзья!

2 слайд Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь ваши улыбки располагают к приятному общению и создают хорошее настроение.

- Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Учащиеся садятся за парты.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики улыбаются и настраиваются на работу.

 

 

 

 

Личностные результаты

Положительное отношение к учению

(на всех этапах урока на основе мотивации, создаваемой при помощи проблемных вопросов)

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите, у вас на столе лежит белый конверт, откройте его и разложите картинки.

Ребята, подумайте какая картинка, по вашему мнению, лишняя?

3 слайд Роса, снегопад, радуга, Солнце, листопад, ледоход, смерч.

-Почему картинку с «Солнцем » вы считаете лишним?

 

 

- Что вы знаете о Солнце?

 

 

- А важно ли знания о Солнце, если оно так далеко  от нас?

 

-Ребята, а как вы думаете, чтобы изучить солнце, что нужно нам сделать?

-А на чем мы туда отправимся?

- И как вы думаете, в качестве кого мы туда отправимся?

- А что должно быть у каждого корабля?

- А название  для  своего корабля вы узнаете, отгадав загадку: (4слайд)

1. На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.

 

2. (5 слайд) Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не даёт ...

 

3. (6 слайд) Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружил,

И столбом до неба взвил.

 

4. (7 слайд) Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...

 

-Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть.

Далёкие звёзды над нами горят,

Зовут они в гости ребят.

 

-Приготовьтесь к взлету!

- Пристегнуть ремни!

-Задраить люки!

- Экипажи кораблей готовы?

-Включить зажигание!

-Отправляемся в полёт! (8 слайд)

(9 слайд) Звонок смс от центра науки

«Уважаемые астронавты-ученые, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде - Солнце и прислать свои сообщения на Землю».

-Вам понятна наша цель?

 

Работа детей поставить картинки предметов на свои места, которые учувствуют в создании облака.

 

Работают в паре, анализируют картинки , какая из них все же лишняя.

Потому что, роса, снегопад, радуга, листопад, ледоход, смерч - это все явление природы, а солнце это звезда.

 

Солнце – это источник тепла и света.

 

 

Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле.

Отправится к солнцу

 

На космических кораблях

 

В качестве молодых ученых-космонавтов

 

Название

 

Радуга

 

 

Снегопад

Смерч (Это считается опасное явление природы, которое крушит на своём пути практически всё).

 

 

Листопад

Познавательное логическое УУД анализа и синтеза на основе приема «Узнай по описанию»

 

 

 

 

 

Регулятивное УУД

Контроль и оценка

Сравнение своей работы с образцом

 

 

 

 

 

 

Познавательное логическое УУД классификации на основе приема «Раздели на группы»

 

Целеполагание (Определение темы, постановка учебной задачи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Задача нам понятна. А какова же тема урока? (10 слайд)

-А как вы думаете, кто будет из нас главным ученым, который все знает?

-Я, как главный ученый предлагаю экипажу каждого корабля открыть бортовой журнал.              Но перед тем, как приступить к работе, у вас в  конверте, есть задание распределить роли кто, чем будет заниматься и прикрепить себе на пейджик.(11 слайд) Но сначала мы с вами прочитаем что значит каждая роль.

-Отлично, распределили. Чтобы задание выполнить, работа экипажа должна быть слаженной, дружной, для этого были созданы правила .(12 слайд)

-Вы всем экипажем должен совершить выход в открытый космос и найти необходимую информацию для своего экипажа. Вернувшись на корабль, вы должен рассказать участникам своей группы о том, что вы узнали. Для каждого задание подписано.

-Прошу всех ученых вернуться на борт своего корабля и поделиться собранной информацией.

Какой вывод мы можем сделать?

Музыкальная физминутка

«Что такое Солнце»

 

 

 

Наталья Александровна

 

 

 

 

- Что такое Солнце? Какое оно?

- Почему Солнце светит и греет?

- Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли?

- Как далеко до Солнца?

-  Можно ли долететь до него на космическом корабле?

 

 

Регулятивное  УУД

Целеполагание

 

Познавательное логическое УУД анализа  на основе приема «Мозговой штурм»

 

Открытие нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте стихотворение на стр. 98 и ответьте на вопрос: почему всё живое радуется Солнцу?

 

 

(13 слайд)

Звонок сообщения от центра науки

- Молодые ученые срочно найдите ответ на вопрос, что может произойти, если солнце погаснет.

- Ответить на этот вопрос вы сможете после просмотра ролика.

 

 

Следующим, чем мы будем заниматься называется «Мозговой штурм»

-Как вы будете работать?

- У каждой пары будет вопрос, ответ вы будете искать в учебнике стр.102- 103

-Как велико солнце?  Выберите подходящие предметы, которые помогут сравнить размеры Земли и Солнца. (Баскетбольный мяч, футбольный мяч, бусинка)

- Как далеко от нас солнце?

- Через какое время приблизится ракета к солнцу?

- За какое время добрался бы пешеход до Солнца?

- За какое время преодолевает это расстояние солнечный свет?

 

 

- Вы  нашли ответы на все вопросы.

Подведём итоги.

 

Учащиеся читают стихотворение с.98, отвечают на вопрос: почему всё живое радуется Солнцу?

- Солнце создаёт всем хорошее настроение,

освещает, согревает…

 

- Солнце – источник жизни на Земле.

- Будет темно, холодно. Погибнут растения, животные, не будет условий для жизни и человеку.

- Без Солнца не будет жизни.

 

Ребята смотрят ролик и ищут ответ на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

Солнце109 раз больше Земли

 

 

 

150 миллионов километров

Через полгода

 

За четыре тысячи лет

 

Солнечный свет преодолевает его всего за 8 минут и 20 секунд.

 

 

 

.

Познавательное общеучебное УУД информационный поиск и логическое УУД анализа  на основе приёмов активного чтения (на протяжении всего этапа «Открытие нового»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное логическое УУД выдвижение гипотез и их обоснование (на протяжении всего этапа «Открытие нового»).

 

Коммуникативное УУД

Сотрудничество с сверстниками

Коммуникативное УУД

Умение вести диалог

Познавательное логическое УУД анализа и синтеза

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа и самопроверка.

- Кто почувствовал себя учёным?

- давайте мы с вами закрепим  полученную информацию

(14 слайд)

Вписывают недостающие слова.

Солнце – ближайшая к Земле       ...       .

Это огромное           ...               космическое тело.

Солнце имеет форму  ...          .

Солнце – главный источник    ...          и       ....      .

Солнце очень    ....            от нас.

 

Познавательное логическое УУД сравнения  на основе приема «Мозговой штурм.  Подведение итогов».

Регулятивное УУД

Контроль результата деятельности

Домашнее задание

А вы знаете, что каждый учёный пишет научные статьи о своих открытиях.

Дома каждый попробует составить научную статью.(15 слайд)

рабочей тетради № 13,14,16 с.36

Знакомятся с домашним заданием, задают вопросы, если что-то непонятно. Записывают  в дневник.

Регулятивное УУД

Принятие и удержание учебной задачи

 

 

 

 

Рефлексия

- Вы готовы отправить отчет о проделанной работе?

- Скажите, цели поставленные в начале путешествия достигли? Отправляемся на землю? Тогда в путь.(16 слайд)

IX. Рефлексия деятельности.

-Вот мы и вернулись на нашу планету Земля. Вам понравилось это путешествие? А чтобы узнать о впечатлении от полета каждого из вас, у каждого экипажа в конце есть карта ночного неба сзади в конверте лежат ракеты, (17 слайд) красная ракета тема была важной и интересной .

Желтая ракета у меня не все получилось, но я старался  –

Зеленая ракета нем было неинтересно – .

- Выбранную вами ракету наклейте на условное звездное небо, которое лежит у вас на парте. Покажите, что у вас получилось.

- Я очень рада видеть «в небе» ракеты красного цвета, это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным.

 

 

 

Строят речевые высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивное УУД

Анализ своего знания и незнания.

Коммуникативное УУД

Речевое высказывание.

Регулятивное УУД

Адекватная оценка своих достижений