Афанасьева Наталья Александровна
Учитель начальных классов, Гимназия № 16 "Интерес", Московская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Афанасьева Н.А. Что такое солнце: конспект открытого урока по окружающему миру // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 35401
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, предполагаемые ответы |
Теоретическое обоснование |
Организационный момент. Положительный эмоциональный настрой. Мотивация учебной деятельности. |
1 слайд Нас природа окружает, Много тайн она скрывает, Чтобы тайны все узнать, Надо думать, размышлять. Нам урок начать пора, В добрый путь, мои друзья! 2 слайд Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь ваши улыбки располагают к приятному общению и создают хорошее настроение. - Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. |
Учащиеся садятся за парты.
Ученики улыбаются и настраиваются на работу.
|
Личностные результаты Положительное отношение к учению (на всех этапах урока на основе мотивации, создаваемой при помощи проблемных вопросов) |
Актуализация знаний.
|
Посмотрите, у вас на столе лежит белый конверт, откройте его и разложите картинки. Ребята, подумайте какая картинка, по вашему мнению, лишняя? 3 слайд Роса, снегопад, радуга, Солнце, листопад, ледоход, смерч. -Почему картинку с «Солнцем » вы считаете лишним?
- Что вы знаете о Солнце?
- А важно ли знания о Солнце, если оно так далеко от нас?
-Ребята, а как вы думаете, чтобы изучить солнце, что нужно нам сделать? -А на чем мы туда отправимся? - И как вы думаете, в качестве кого мы туда отправимся? - А что должно быть у каждого корабля? - А название для своего корабля вы узнаете, отгадав загадку: (4слайд) 1. На минуту в землю врос
2. (5 слайд) Сколько же дела зимой для лопат!
3. (6 слайд) Пыль с дороги захватил, А потом, набравшись сил, Завертелся, закружил, И столбом до неба взвил.
4. (7 слайд) Осень в гости к нам пришла
-Конечно, каждый может захотеть Из космоса на Землю посмотреть. Далёкие звёзды над нами горят, Зовут они в гости ребят.
-Приготовьтесь к взлету! - Пристегнуть ремни! -Задраить люки! - Экипажи кораблей готовы? -Включить зажигание! -Отправляемся в полёт! (8 слайд) (9 слайд) Звонок смс от центра науки «Уважаемые астронавты-ученые, просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде - Солнце и прислать свои сообщения на Землю». -Вам понятна наша цель?
|
Работа детей поставить картинки предметов на свои места, которые учувствуют в создании облака.
Работают в паре, анализируют картинки , какая из них все же лишняя. Потому что, роса, снегопад, радуга, листопад, ледоход, смерч - это все явление природы, а солнце это звезда.
Солнце – это источник тепла и света.
Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле. Отправится к солнцу
На космических кораблях
В качестве молодых ученых-космонавтов
Название
Радуга
Снегопад Смерч (Это считается опасное явление природы, которое крушит на своём пути практически всё).
Листопад |
Познавательное логическое УУД анализа и синтеза на основе приема «Узнай по описанию»
Регулятивное УУД Контроль и оценка Сравнение своей работы с образцом
Познавательное логическое УУД классификации на основе приема «Раздели на группы»
|
Целеполагание (Определение темы, постановка учебной задачи).
Физкультминутка |
Задача нам понятна. А какова же тема урока? (10 слайд) -А как вы думаете, кто будет из нас главным ученым, который все знает? -Я, как главный ученый предлагаю экипажу каждого корабля открыть бортовой журнал. Но перед тем, как приступить к работе, у вас в конверте, есть задание распределить роли кто, чем будет заниматься и прикрепить себе на пейджик.(11 слайд) Но сначала мы с вами прочитаем что значит каждая роль. -Отлично, распределили. Чтобы задание выполнить, работа экипажа должна быть слаженной, дружной, для этого были созданы правила .(12 слайд) -Вы всем экипажем должен совершить выход в открытый космос и найти необходимую информацию для своего экипажа. Вернувшись на корабль, вы должен рассказать участникам своей группы о том, что вы узнали. Для каждого задание подписано. -Прошу всех ученых вернуться на борт своего корабля и поделиться собранной информацией. Какой вывод мы можем сделать? Музыкальная физминутка |
«Что такое Солнце»
Наталья Александровна
- Что такое Солнце? Какое оно? - Почему Солнце светит и греет? - Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли? - Как далеко до Солнца? - Можно ли долететь до него на космическом корабле?
|
Регулятивное УУД Целеполагание
Познавательное логическое УУД анализа на основе приема «Мозговой штурм»
|
Открытие нового.
|
-Прочитайте стихотворение на стр. 98 и ответьте на вопрос: почему всё живое радуется Солнцу?
(13 слайд) Звонок сообщения от центра науки - Молодые ученые срочно найдите ответ на вопрос, что может произойти, если солнце погаснет. - Ответить на этот вопрос вы сможете после просмотра ролика.
Следующим, чем мы будем заниматься называется «Мозговой штурм» -Как вы будете работать? - У каждой пары будет вопрос, ответ вы будете искать в учебнике стр.102- 103 -Как велико солнце? Выберите подходящие предметы, которые помогут сравнить размеры Земли и Солнца. (Баскетбольный мяч, футбольный мяч, бусинка) - Как далеко от нас солнце? - Через какое время приблизится ракета к солнцу? - За какое время добрался бы пешеход до Солнца? - За какое время преодолевает это расстояние солнечный свет?
- Вы нашли ответы на все вопросы. Подведём итоги.
|
Учащиеся читают стихотворение с.98, отвечают на вопрос: почему всё живое радуется Солнцу? - Солнце создаёт всем хорошее настроение, освещает, согревает…
- Солнце – источник жизни на Земле. - Будет темно, холодно. Погибнут растения, животные, не будет условий для жизни и человеку. - Без Солнца не будет жизни.
Ребята смотрят ролик и ищут ответ на поставленный вопрос.
Солнце109 раз больше Земли
150 миллионов километров Через полгода
За четыре тысячи лет
Солнечный свет преодолевает его всего за 8 минут и 20 секунд.
. |
Познавательное общеучебное УУД информационный поиск и логическое УУД анализа на основе приёмов активного чтения (на протяжении всего этапа «Открытие нового»).
Познавательное логическое УУД выдвижение гипотез и их обоснование (на протяжении всего этапа «Открытие нового»).
Коммуникативное УУД Сотрудничество с сверстниками Коммуникативное УУД Умение вести диалог Познавательное логическое УУД анализа и синтеза |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа и самопроверка. |
- Кто почувствовал себя учёным? - давайте мы с вами закрепим полученную информацию (14 слайд) |
Вписывают недостающие слова. Солнце – ближайшая к Земле ... . Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму ... . Солнце – главный источник ... и .... . Солнце очень .... от нас.
|
Познавательное логическое УУД сравнения на основе приема «Мозговой штурм. Подведение итогов». Регулятивное УУД Контроль результата деятельности |
Домашнее задание |
А вы знаете, что каждый учёный пишет научные статьи о своих открытиях. Дома каждый попробует составить научную статью.(15 слайд) рабочей тетради № 13,14,16 с.36 |
Знакомятся с домашним заданием, задают вопросы, если что-то непонятно. Записывают в дневник. |
Регулятивное УУД Принятие и удержание учебной задачи
|
Рефлексия |
- Вы готовы отправить отчет о проделанной работе? - Скажите, цели поставленные в начале путешествия достигли? Отправляемся на землю? Тогда в путь.(16 слайд) IX. Рефлексия деятельности. -Вот мы и вернулись на нашу планету Земля. Вам понравилось это путешествие? А чтобы узнать о впечатлении от полета каждого из вас, у каждого экипажа в конце есть карта ночного неба сзади в конверте лежат ракеты, (17 слайд) красная ракета тема была важной и интересной . Желтая ракета у меня не все получилось, но я старался – Зеленая ракета нем было неинтересно – . - Выбранную вами ракету наклейте на условное звездное небо, которое лежит у вас на парте. Покажите, что у вас получилось. - Я очень рада видеть «в небе» ракеты красного цвета, это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным. |
Строят речевые высказывания.
|
Регулятивное УУД Анализ своего знания и незнания. Коммуникативное УУД Речевое высказывание. Регулятивное УУД Адекватная оценка своих достижений |