Проект "Как мы играли в сказку "Теремок"

Ляпина Марина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ № 1 д/с "Солнышко", Сахалинская обл., г. Холмск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ляпина М.А. Проект "Как мы играли в сказку "Теремок" // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 20.04.2019).

Заказ № 34909


ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотоотчет научно-исследовательской деятельности


 

«Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи!»

 

Сказка – это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке открывается мир человеческих чувств и взаимоотношений, сказка утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Основная задача развития речи детей – овладение нормами и правилами родного для них языка. Сказки таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.

Сказка «Теремок». У этой сказки много вариантов. Вместо теремка может быть и варежка, и кувшин, и грибок. Герои этих сказок тоже разные. Но суть во всех сказках одинакова и учат они одному.

«Теремок - это сказка, в которой оказались все вместе в одном домике самые разные звери: как безобидный заяц, так и хитрая лиса и алчный волк, которые во многих сказках как раз-то гоняются за зайчиком, чтобы полакомиться им. Все звери в этой сказке добрые и отзывчивые. Они никому не отказали в крыше над головой. И о чудо! Маленький теремок оказался вдруг очень вместительным!» Детям вообще полезно читать так называемые сказки-цепочки. В таких сказках надо внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой.  А учит сказка простым житейским мудростям. Надо быть гостеприимным и дружелюбным. Чтобы лучше это понять был разработан проект «Как мы играли в сказку «Теремок».

Участники проекта:

  • Дети старшей логопедической группы «Капельки»: участвуют в разных видах деятельности (коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора, игровой, изобразительной, музыкальной, двигательной).
  • Педагоги: организуют деятельность детей.
  • Родители: участвуют в совместной деятельности.

Тип проекта: Информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: Краткосрочный, 1 неделя.                         

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная).

Цель проекта:

  • Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей в процессе знакомства с русской народной сказкой «Теремок».
  • Расширение знаний детей о жизни диких животных в природе.

Задачи проекта:

Дети:

  • Способствовать формированию интереса к сказке «Теремок»;
  • Развивать у детей творческие способности, изобразительные навыки и умения;
  • Сформировать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к живой природе, желание узнать о жизни диких животных;
  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;
  • Развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, речевую активность, обогащать словарный запас;
  • Сформировать желание быть похожими на положительных героев сказки.

Родители:

  • Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через консультации, информацию на сайте МБДОУ;
  • Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • Заинтересовать родителей жизнью группы.

Педагоги:

  • Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

  • Чему учит сказка «Теремок»?
  • Откуда у персонажей сказки такие разные прозвища?
  • Где и как живут дикие животные? (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; их внешний вид, повадки, место обитания).

Планируемый результат:

  1. Развитие личности ребенка, как активного участника проекта;
  2. Развитие интереса к сказке «Теремок»;
  3. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
  4. Совершенствование связной речи детей.

 

Для поисков ответов надо:

  • Прочитать сказку «Теремок» в разных вариантах: «Кувшин», «Рукавичка», «Грибок» и др.
  • Подобрать пословицы к русской народной сказке «Теремок».
  • Найти ответ на вопрос «Чему же учит сказка «Теремок»?
  • Собрать материалы о диких животных, о месте их обитания.

 

Этапы проекта.

 

  1. Этап – Подготовительный (разработка проекта):
  • Определение проблемы.
  • Постановка цели и задач.
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Содержание работы с детьми:

  • Чтение разных вариантов сказки «Теремок».
  • Пересказ прочитанных сказок.
  • Подбор и разучивание пословиц к сказке «Теремок».
  • Рассматривание иллюстраций художников к сказке «Теремок».
  • Раскрашивание, вырезание фигурок персонажей сказки, создание коллажа.
  • Беседы о диких животных.
  • Театрализация сказки «Теремок».

Содержание работы с родителями:

  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
  • Совместное творчество родителей и детей (рисование иллюстраций к сказке).
  • Чтение сказок с детьми.

 

  1. Этап – Практический (организация  познавательной деятельности детей)
  • Провести цикл познавательных мероприятий.
  • Работа со сказкой «Теремок».
  • НОД с использованием ИКТ.
  • Чтение художественной литературы о животных; просмотр мультфильмов; рисование фигурок героев сказки; дидактические игры, игры-драматизации, игры с фигурками пальчикового и магнитного театра.
  • Совместная деятельность дома.
  • Консультации для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Сказкотерапия».

 

  1. Этап – подведение итогов
  • Презентация результатов.
  • Создание Коллажа «Стоит в поле Теремок».
  • Драматизация сказки «Теремок».

 

 

Мероприятия

1 этап: подготовительный

  • Постановка проблемы, определение цели и задач информационно-творческой работы.
  • Подборка мультфильмов.
  • Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, разработка дидактических игр.
  • Информирование родителей о реализации данного проекта.
  • Совместное сотворчество родители – дети.

2 этап: практический

Познавательное развитие

НОД «Дикие животные» - формировать представление о жизни животных в лесу, воспитывать любовь к животным.

Беседа с детьми «Откуда у персонажей сказки такие прозвища» (мышка-норушка, зайчик–побегайчик, лягушка-квакушка, волчок – серый бочок и т.д.)

Просмотр презентаций:

- «Лесные домики»

- «Как звери к зиме готовятся»; «Дикие животные весной»

Речевое развитие

НОД «Пересказ русской народной сказки «Теремок» - развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, закрепить знание содержание сказки; познакомить с пословицами о дружбе.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание детьми иллюстраций к сказке «Теремок».

Лепка «Мой любимый сказочный герой»

Рисование «Разукрась героя сказки» - Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, в одном направлении; развивать творчество.

Коллективная аппликация: Коллаж «Стоит в поле Теремок».

Музыка – Разучивание песен и движений к игре – драматизации «Теремок».

Физическое развитие

Подвижные игры «Теремок», «Найди зверят по следам», пальчиковая гимнастика «Теремок».

 

 

Организованная деятельность в центрах творчества

Речевые игры

  • «Лесные домики»
  • «Что мы знаем о диких животных»
  • «Назови ласково»
  • «Кто чей детеныш»
  • «Узнай сказку по иллюстрации»
  • «Где ты живешь?»

ИЗО

  • Раскраски по сказке «Теремок»

Литературный центр

  • Чтение сказки
  • Загадывание загадок о героях сказки

Центр настольных игр

  • Игра-ходилка «Теремок»
  • «Собери кубики»

Центр строительства

  • «Терем для животных»
  • «Построим дом для медведя»

Центр театрализации

  • Пальчиковый, магнитный театр «Теремок»
  • Театр на прищепках «Теремок»

3 этап: итоги реализации проекта

  • Оформление выставки творческих работ детей и родителей.
  • Создание коллажа «Стоит в поле Теремок!»
  • Театрализация русской народной сказки «Теремок»
  • Презентация проекта на сайте МБДОУ

 

Работа с родителями

  • Консультации «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Сказкотерапия».
  • Участие родителей в проектной деятельности: совместное сотворчество родители – дети; подборка пословиц к сказке «Теремок».

 Заключение.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь. Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности. У детей появился интерес к играм - драматизациям.

В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о русской народной сказке, ее героях, (почему у каждого зверя есть прозвище), научились понимать смысл сказки (сказка «Теремок» учит нас доброте, дружбе и взаимовыручке). Познакомились с пословицами: «В тесноте, да не в обиде»; «Не бравши топор, жилья не срубишь»; «Легко взято, легко потеряно».