Исследовательские работы краеведческого характера в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Шаклеиной Елены Владимировны)

Шаклеина Елена Владимировна

Учитель начальных классов, МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка, Кирово-Чепецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шаклеина Е.В. Исследовательские работы краеведческого характера в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Шаклеиной Елены Владимировны) // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 13.11.2019).

Заказ № 34592


«К школьнику относиться

нужно не как к сосуду,

который предстоит

наполнить информацией,

а как к факелу, который

необходимо зажечь»

А. Сухомлинский

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования.

Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов.

Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит

  • размышлять,
  • прогнозировать и планировать свои действия,
  • развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу,
  • создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества
  • и позволяет адекватно оценивать свою работу.

В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей.

Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Я хочу представить вашему вниманию исследовательские работы моих учеников.

Исследовательские работы  осуществлялись под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители, учителя-предметники.

Название работы: «Знакомый незнакомец: вятский диалект»

Автор:

Чепурнова Маргарита Вадимовна, ученица 4 Г класса

Руководители:

Шаклеина Елена Владимировна, учитель начальных классов,

Консультант: Свинаренко Анна Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Аннотация

Исследовательская работа посвящена языковым особенностям вятского диалекта.

Цель исследования доказать, что вятский диалект и сегодня является «изюминкой» жителей Вятки, выделяя их в любом обществе.

Определить лучшего знатока вятского диалекта помогла учитель русского языка и литературы Свинаренко Анна Георгиевна. Она провела в классе интеллектуальную игру на знание вятских диалектных слов. Ученики разделились на две команды. Каждой команде предлагалось определить литературное значение исконно вятского слова, которое присутствовало в обычном выражении, или же «перевести» современное слово на вятский диалект. Некоторые слова и выражения вызывали веселый интерес.

В ходе знакомства с литературой было выяснено, что диалекты важны для истории русского языка: они помогают изучить миграцию населения, взаимодействие жителей одного региона с другими областями, позволяют воссоздать детали определённой культуры или ремесла. Кроме того, знание диалектных слов необходимо для полного понимания произведений художественной литературы.

В ходе исследования был проведён эксперимент по проверке знания вятских диалектных слов и создан картинный словарик вятского диалекта.

Данная работа была отмечена на конкурсах различного уровня.

Название проекта: «Кто она, Вятская Кикимора?»

Цель исследования: доказать, что Кикимора может быть хорошей и доброй.

Обоснование: Исследовательская работа посвящена изучению образа сказочного персонажа Вятской Кикиморы. Многим людям, мало что известно об этой сказочной героине. Не все знают, почему отрицательный сказочный персонаж символизирует наш край. А какая же она на самом деле? Где живёт, чем занимается?

Актуальность: Начиная с малых лет, мы узнаём про нашу страну – Россию, и про нашу малую родину – Кировскую область. Оказывается, что Кировская область является родиной Кикиморы. Кикимора представляет Вятку на «Сказочной карте Росси».

В ходе исследования было выяснено, что Кикимора Вятская – озорная, весёлая, залихватская! Кикимора Вятская ничего общего с отрицательным образом не имеет. Интересным фактом стало и то, что «Сказочная карта России» - это замечательный проект, который знакомит взрослых и детей с интересными местами на территории нашей страны. Благодаря этому проекту Кикимора Вятская стала известна и за пределами нашего края.

Результаты исследования были оформлены в виде диаграмм, и подготовлена презентация.

Итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников. Участие в конкурсах различного уровня.