Прощай Азбука: сценарий праздника в начальной школе

Проскуровская Елена Владимировна

Учитель начальных классов, МОУ "Вольновская школа", п. Вольное Джанкойский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскуровская Е.В. Прощай Азбука: сценарий праздника в начальной школе // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 33598


Учитель Вы в школе полгода уже отучились,

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам..

 

УЧЕНИК

Заходите, проходите!

Путь свободен к празднику.

Приглашаем вместе с нами

Попрощаться с Азбукой!

УЧЕНИК

Хороша сегодня школа,

Зал горит огнём.

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовём.

Заходите, проходите,

Встретимся на празднике.

Приглашаем вместе с нами

Попрощаться с Азбукой!

УЧЕНИК

Над страной весенним утром занялась заря.

В школах праздник, славный праздник-

Праздник чтения!

Первоклассники рядами стройными идут,

Первой книге, мудрой книге

Отдают салют!

УЧИТЕЛЬ

Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу Азбуку и показать, чему научились.

Давайте вспомним, а когда вы впервые встретились с Азбукой? Конечно, в свой самый первый школьный день – 1 сентября.

УЧЕНИК

Поступил я осенью

В школу, в первый класс.

Я считаюсь школьником

С первого числа.

УЧЕНИК

Мы помним тот звонок весёлый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли впервые в школу,

В наш самый лучший первый класс.

УЧЕНИК

Как встретил у дверей учитель.

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

УЧЕНИК

Садясь за парту осторожно,

Чтоб новой формы не измять,

Мы «Азбуки» свои раскрыли,

Раскрыли чистую тетрадь.

УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ СТИХИ.

1.Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

И учительница наша начинала с «Азбуки».

И директор наш, ребята, с «Азбукой» ходил когда-то.

Все ходили в первый класс.

Наша очередь сейчас.

 

2.Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь.

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

 

3.Мы довольны, мы довольны,

Мы ни капли не устали.

Сколько нового узнали!

Как садиться, как вставать,

Как с соседкой не болтать,

Как здороваться, прощаться,

Как с пеналом обращаться.

Как держать в покое руки –

Нет для нас трудней науки!

 

4.Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки.

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные –

Гласные, согласные.

 

5.Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельных сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

6.А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

7.Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать.

И постоянно, понемногу

Мы научились все читать Учитель Праздник начался, а Азбуки все нет. Давайте позовем ее. Не идет. Ой, смотрите письмо! На острове АБВГДйка жили АБВГДйцы. Жили они счастливо, дружили друг с другом. Но вот жители острова стали замечать, что чтобы они не сочинили: стихи ли, рассказы ли, письма ли, буквы перестали слушаться, гласные не хотели дружить с согласными ,слова рассыпались, предложения разваливались, стихи и песни не хотели сочиняться. Тогда АБВГДйцы обратились к мудрецу, и тот сказал им, что на остров пробрался БЕЗГРАМОТНИК. Он спрятал царицу этого острова – мудрую Азбуку, потом перессорил все буквы и слова. Чтобы освободить Азбуку и вернуть все на свои места надо узнать имя БЕЗГРАМОТНИКА, а оно спрятано за семью печатями Вот оказывается почему Азбука к нам не пришла. Спасем Азбуку? Тогда вперед!

Выходят разбойники

 

РАЗБОЙНИКИ.

1 А мы – разбойники!

 Пиф-паф! И вы покойники!

2.Мы разбойнички лихие, мы пострелы удалые! Если правильный ответ нам не дадите, то совет даём вам всем: бегите! 1.Если отгадаете наши загадки, тогда отдадим вам вашу печать. 2.Загадки читайте сами, мы читать не умеем.

1. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

 

2. До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься.

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

 

3. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке,

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

 

4. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (Линейка.)

 

3. Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, все ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки,

А вопрос такой возник:

Кто же это … (Ученик).

 

4. Моря и океаны,

Материки и страны –

Все умещается на нем,

На этом шаре голубом. (Глобус). РАЗБОЙНИК Ну что, молодцы, ребятишки! Вот вам ваша печать, а мы дальше на разбой! УЧИТЕЛЬ.

Молодцы, ребята! Первая печать наша, под ней буква Б! Отправляемся дальше! От разбойников ушли в сад чудесный мы зашли. А в саду растут плоды, ты их быстро собери. Вторая печать спрятана в этом саду. ( Прочитайте и объясните, как получились слова. РЕПУСТА ОГУРБУЗЫ ПОМИДЫНИ ЧЕСЛУК РЕДИСВЕКЛА МОРОФЕЛЬ

Молодцы, ребята! А вот и вторая печать ,а под ней спряталась буква У. Отправляемся дальше! На нашем пути паутина, а на ней элементы букв. Давайте, узнаем эти буквы, допишим их и найдем печать. Молодцы! Вот и третья печать у нас! А под нею буква К. Так, откуда эта тень? Ну конечно это – лень! Прилетела к нам мешать! Как ее нам отогнать? Я придумала ребята! Надо нам размяться! Игра «Если нравится тебе, то делай так!» А вот и четвертая печать с буквой В. (Звучит музыка. Появляется Баба-Яга.)

 

БАБА-ЯГА.

Фу-фу! Чуфырь-чуфырь!!! Русским духом пахнет! Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет!

УЧИТЕЛЬ.

Здравствуйте, бабуля!

БАБА-ЯГА.

Здравствуйте, коли не шутите. Зачем собрались? Дело пытаете, аль от дела лытаете?

УЧИТЕЛЬ

Дело пытаем.

БАБА-ЯГА.

Ну, коль дело, ладно! Терпеть лодырей и бездельников не могу! На питание только и годятся!

УЧИТЕЛЬ.

Мы, бабуля, не лодыри. Мы прочитали свою первую книжку – Азбуку. И сегодня с ней прощаемся. А БЕЗГРАМОТНИК украл Азбуку. Нам надо собрать все печати и прочитать его имя и праздник продолжится.

БАБА-ЯГА.

Я тоже тут печать нашла. Давайте-ка и моё задание выполните, раз вы не лодыри. Выполните – получите мою печать, а не выполните-… на питание!

Определите на слух, какие слова спрятаны в тех, которые вы услышите.

Первое слово - ХЛЕВ. Второе –МАШИНА, и т.д. СТОЛБ, УТОЧКА, КОСА, МРАК,

ПОЛК, ЩЕЛЬ, УДОЧКА, УКОЛ.

БАБА-ЯГА

УФ! Уморили! Ладно, молодцы, получайте свою печать! (Отдаёт 5 печать букву О). Ребята, идем дальше! Перед нами тропинка из слогов.Нам нужно составить слова и найти нашу печать.(КА РАН ДА ШИ АЛ ФА ВИТ У ЧЕБ НИ КИ АЛЬ БО МЫ ПЯ ТЕР КИ А вот и наша 6 печать с буквой Е.

(Гаснет свет. Появляется Кощей.)

 

КОЩЕЙ.

Я Бессмертный Кощей,

Не люблю я детей!

Так что, смотрите, меня не гневите.

Быстро отвечайте и букву получайте!

Очень сказки я люблю, но за всю свою бессмертную жизнь стал их забывать.

 

Половину помню, половину нет. Угадайте, какие сказки я знаю.

1. Жёлтая кепочка. (Красная Шапочка).

2. Илья-Царевич и Серый волк. (Иван-Царевич и серый волк)

3. Гадкий цыплёнок. (Гадкий утёнок)

4. Свёколка. (Репка)

5. Снежная принцесса. (Снежная королева)

6. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон)

7. Сказка о рыбаке и акуле. (Сказка о рыбаке и рыбке)

КОЩЕЙ.

Отгадали, вот вам печать! (7 печать с буквой Д)

УЧИТЕЛЬ

Ребята, мы все буквы отыскали

Давайте имя БЕЗГРАМОТНИКА прочитаем – БУКВОЕД!

УЧИТЕЛЬ

Буквоед испугался и убежал! Давайте, ребята, позовём Азбуку!

ВСЕ: АЗБУКА! Мы ждём тебя!

АЗБУКА

Здравствуйте, дорогие мои ребята-первоклассники!

Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать

Про горы и долины, про водные глубины,

Про реки, звёзды и моря… не обойтись им без меня!

 

Только в школу вы пришли

Встретилась я с вами.

Дни учёбы потекли,

Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А ещё терпению.

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать

Очень грамотными стали

Поумнели, возмужали,

И хочу сказать сейчас,

Рада я, друзья, за вас!

 

АЗБУКА

А где же мои помощники – буквы?

(Появляются дети-буквы и разыгрывают сценку ) СЦЕНКА ПРО БУКВУ Я. 

 Всем известно буква “Я”

В азбуке последняя.

А известно ли кому, отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно.

Интересно?

Интересно.

Ну так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас буквы,

Жили, не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится –

Там и дело спорится.

Только раз всё дело встало

Из – за страшного скандала:

Буква “Я” в строку не встала,

Взбунтовалась буква “Я”. 

Буква Я: Я хочу чтобы повсюду

Впереди стояло “Я”.

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

 

Говорят ей:

Гласные: Встань на место!

Отвечает:

Не пойду.

Я ведь вам не просто буква,

Я – местоимение!

Вы в сравнении со мною недоразумение.

Ни более, ни менее!

Тут вся азбука пришла в страшное волнение. 

Буква Ф: Фу – ты, ну – ты! 

Фыркнул “ эф”,

От обиды покраснев.

 

Срам! 

Сердито “эс” сказала. 

В(кричит): Воображала!

Это всякий так бы смог! Может я и сам предлог!

 

Мягкий знак : Попробуй, потолкуй с такой особой!

Нужен к ней подход особый.

 

Вдруг промямлил мягкий знак,

А сердитый Твёрдый Знак

Молча показал кулак. 

Тише, буквы! Стыдно, знаки!

Закричали гласные.

 

Не хватало только драки,

А ещё согласные!

 

Надо раньше разобраться,

А потом уже и драться.

 

Буква У: Мы же грамотный народ!

Буква “Я” сама поймёт.

 

Буква Н : Разве мыслимое дело

Всюду “Я” совать вперёд!

 

Буква Э: Ведь никто в таком письме

Не поймёт ни “бэ”, ни “мэ”.

Буква Я: Не хочу водиться с вами!

Буду делать всё сама!

Хватит у меня ума! 

Уч: Тут все буквы улыбнулись,

Меж собой переглянулись,

И ответил дружный хор: 

Все: Хорошо, идём на спор

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку,

Правда, стало быть, твоя!

 

Буква Я: Чтобы я, да не сумела,

Я ж не кто - нибудь, а “Я”.

 

Уч: Буква “Я” взялась за дело,

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела,

Написать она сумела только “я, я, я, я, я, я, я”

Все: Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха. 

Уч: “О” от смеха покатилась,

“А” за голову схватилась.

“В” и “Б” поджали рот.

Буква “Я” сперва крепилась,

А потом как заревёт. 

Буква Я: Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже после буквы “Ю”.

 

Уч: Что ж, решил весь алфавит.

Буква О: Если хочет пусть – стоит!

Буква Н: Дело ведь совсем не в месте.

Дело в том, что все мы – вместе!

 

Буква У : В том чтоб все от “А” до “Я”

Жили, как одна семья.

 

Уч: Буква “Я” всегда была всем каждому мила.

Но советую, друзья, помнить место буквы “Я”.

 

Песня «Дружба» (Барбарики)

Учитель: Зная все буквы алфавита, можно сочинять стихи. Вот, например, как мы: 1.Сколько ног у осьминога? Раз, два, три, четыре – много! 2. Фомка, фомка, хомячок, покажи другой бочок. -Нет, не покажу, я на нем лежу! 3. Вот она семейка: змей, змея и змейка! 4. На песочке, в ящичке греются две ящерки, уверенные обе, что спят в пустыне Гоби! 5. Носорога держат строго. Вот вода, вот еда, а отсюда никуда! Учитель: Но может случиться и совершенно другая история, когда буквы теряют свое место. Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква Н,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладину свою!

Очутившись на полу.

Поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть её ни как!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулось –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого!

Песня – инсценировка «С букварем уселись куклы». АЗБУКА.

Сегодня я вручаю вам на память Дипломы и книги.

 

АЗБУКА

Вот и пришла пора проститься,

И я хочу вам пожелать:

Всегда старательно учиться,

Всегда с охотою трудиться

И Азбуку не забывать!

(Ребята прощаются с Азбукой)