НОД "Школа юных космонавтов": формирование элементарных математических представлений

Фендрикова Елена Лаврентьевна

Воспитатель, МБДОУ №1 "Солнышко", г. Холмск Сахалинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фендрикова Е.Л. НОД "Школа юных космонавтов": формирование элементарных математических представлений // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 33197


Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.

Программное содержание:

Обучающие задачи: Продолжать упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10, в умении составлять числа 10; 9 из двух меньших чисел; упражнять в сравнении предметов разной длины, но одинаковой ширины в пределах 10; упражнять в ориентировке на листе бумаги: закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в составлении и решении задач на сложение.

Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, воображение, умение доказывать правильность своего решения.

Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и интерес к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: Хорошо ориентируется в прямом и обратном счёте, правильно называет величину, размер полосок разной длины, проявляет интерес к познавательной деятельности.

Оборудование: Набор геометрических фигур для строительства ракеты, игра «Танграм», конверты с полосками разной длины 10 шт. раздаточный материал (геометрические фигуры, счётные палочки) белый лист А4, числовые карточки от 1 -10, иллюстративный материал к тексту задач, Интеграция образовательных областей.

Коммуникация – стимулировать речевую активность.

Социализация – формировать навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом, инициативность и самостоятельность выполнения заданий.

Познание – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Чтение художественных произведений – внимательно слушать и понимать художественный текст.

Содержание организованная деятельность:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, можно ли добраться до звёзд? На чём быстрее? (самолёте, ракете или пешком) (Слайд 1)

Ответы детей.

Воспитатель: Кто управляет ракетой? Каким должен быть космонавт?

Дети: Космонавт должен быть сильным, ловким, тренированным.

Воспитатель: Космонавт ещё должен много знать, быть внимательным, усидчивым и уметь выполнять команды командира.

Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы будем готовиться в отряд юных космонавтов. Согласны стать юными космонавтами?

Воспитатель:

Чтобы космонавтом стать,

Нужно на вопросы быстро отвечать.

(дети стоят в кругу, воспитатель бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос)

-Сколько дней в недели?

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

- Сколько спинок у трех свинок? (3)

- Как называют первый день недели 2;3;4;

- Сколько хвостов у двух котов? (2)

- Сколько ушей у двух мышей? (4)

- Сколько углов в треугольнике? (3)

- Назови соседей вторника, среды, пятницы.

- Сколько пальцев на одной руке? (5)

-Что бывает раньше: утро или вечер?

 

Воспитатель: Молодцы! Подготовка юных космонавтов началась успешно.

Воспитатель: Ребята, при строительстве тренировочного корабля была допущена ошибка, и тренировочный корабль ещё не собран. Вы должны исправить ошибку конструктора и построить ракету, на которой мы будем тренироваться выполнять полёты. Дети вместе выполняют задание (составляют ракету по схеме, из геометрических фигур на магнитной доске)

Воспитатель: Из каких фигур построили ракету? (ответы детей)

Молодцы!             Мы построили ракету.

Корабля быстрее нет.

Все ошибки конструктора исправлены. Можно приступать к тренировочным испытаниям (Слайд 4)

Воспитатель: Ребята. Перед тем как ракета взлетает, космонавты производят обратный отсчёт, они отсчитывают последние секунды перед взлётом космического корабля. Сейчас мы с вами потренируемся.

Воспитатель: Дети к обратному отсчёту готовы?

Дети: Готовы!

Дидактическая игра «Расставь числа в обратном порядке». ( дети с числами 1 – 9 встают в обратном порядке).

Воспитатель: Начинаем обратный отсчёт.

Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4.

Воспитатель: Молодцы! Обратный отсчёт выполнен отлично! Подготовка в отряд космонавтов продолжается.

Космонавты должны уметь хорошо считать.

Дид. игра: «Божьи коровки» (состав числа 10 из двух меньших чисел)

Предлагаю детям взять «Божью коровку» и поместить на листик с соответствующей цифрой. После задания дети садятся за столы.

 

Воспитатель: Космонавт должен уметь считать и решать задачи. Я предлагаю составить и решить задачу. (показываю сюж. картинку с задачей)

 - Сколько частей у задачи?

 -Какие части есть у задачи?

 - Что такое условие?

Дети составляют задачу и производят решение.

Воспитатель:      Будущие космонавты должны хорошо ориентироваться в пространстве, быть внимательными.

Зрительный диктант. Предлагаю детям внимательно рассмотреть карточку с заданием, и запомнить в каком порядке, где расположены фигуры и счётные палочки.

Дети выкладывают на белом листе и сравнивают с образцом.

Вопросы: Между какими фигурами расположен треугольник?

Как расположены палочки синего цвета (жёлтого)?

Какая фигура справа (слева) от треугольника

Дети проверяют выполненное задание в соответствии с образцом на доске.

Физминутка- игра «Дружные команды»

Космонавты должны быть дружными и внимательными. Сейчас мы проверим, как вы умеете выполнять задание группами.

Дети под музыку двигаются, по окончании музыки показываю цифру. Дети должны встать в группу столько человек, сколько указывает цифра. (2,3,4)

 

Воспитатель:      Юные космонавты.

                               Приложите старание, будет сейчас тренировка внимания.

сравнение предметов по длине (10 шт.) Разложите полоски перед собой, рассмотрите.

Вопросы: 1. Что можно сказать о размере полосок?

2. Чем полоски отличаются друг от друга?

                   3. Покажите длину, ширину.

Разложите полоски от самой длиной до самой короткой. Дети выполняют. 1.Покажите самую длинную полоску.

2.Покажите самую короткую и т.д.

Дети называют полоски от самой длинной до самой короткой.

 

Ребусы (стол, рыбак, Алиса)

Рефлексия:

Ребята, вы с честью выдержали сегодняшние испытания, прошли подготовку в школе космонавтов. Я хочу вручить вам диплом об окончании школы космонавтов.