Фендрикова Елена Лаврентьевна
Воспитатель, МБДОУ №1 "Солнышко", г. Холмск Сахалинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фендрикова Е.Л. НОД "Школа юных космонавтов": формирование элементарных математических представлений // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 33197
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.
Программное содержание:
Обучающие задачи: Продолжать упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10, в умении составлять числа 10; 9 из двух меньших чисел; упражнять в сравнении предметов разной длины, но одинаковой ширины в пределах 10; упражнять в ориентировке на листе бумаги: закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в составлении и решении задач на сложение.
Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, воображение, умение доказывать правильность своего решения.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и интерес к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: Хорошо ориентируется в прямом и обратном счёте, правильно называет величину, размер полосок разной длины, проявляет интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: Набор геометрических фигур для строительства ракеты, игра «Танграм», конверты с полосками разной длины 10 шт. раздаточный материал (геометрические фигуры, счётные палочки) белый лист А4, числовые карточки от 1 -10, иллюстративный материал к тексту задач, Интеграция образовательных областей.
Коммуникация – стимулировать речевую активность.
Социализация – формировать навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом, инициативность и самостоятельность выполнения заданий.
Познание – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Чтение художественных произведений – внимательно слушать и понимать художественный текст.
Содержание организованная деятельность:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, можно ли добраться до звёзд? На чём быстрее? (самолёте, ракете или пешком) (Слайд 1)
Ответы детей.
Воспитатель: Кто управляет ракетой? Каким должен быть космонавт?
Дети: Космонавт должен быть сильным, ловким, тренированным.
Воспитатель: Космонавт ещё должен много знать, быть внимательным, усидчивым и уметь выполнять команды командира.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы будем готовиться в отряд юных космонавтов. Согласны стать юными космонавтами?
Воспитатель:
Чтобы космонавтом стать,
Нужно на вопросы быстро отвечать.
(дети стоят в кругу, воспитатель бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос)
-Сколько дней в недели?
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Как называют первый день недели 2;3;4;
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько углов в треугольнике? (3)
- Назови соседей вторника, среды, пятницы.
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
-Что бывает раньше: утро или вечер?
Воспитатель: Молодцы! Подготовка юных космонавтов началась успешно.
Воспитатель: Ребята, при строительстве тренировочного корабля была допущена ошибка, и тренировочный корабль ещё не собран. Вы должны исправить ошибку конструктора и построить ракету, на которой мы будем тренироваться выполнять полёты. Дети вместе выполняют задание (составляют ракету по схеме, из геометрических фигур на магнитной доске)
Воспитатель: Из каких фигур построили ракету? (ответы детей)
Молодцы! Мы построили ракету.
Корабля быстрее нет.
Все ошибки конструктора исправлены. Можно приступать к тренировочным испытаниям (Слайд 4)
Воспитатель: Ребята. Перед тем как ракета взлетает, космонавты производят обратный отсчёт, они отсчитывают последние секунды перед взлётом космического корабля. Сейчас мы с вами потренируемся.
Воспитатель: Дети к обратному отсчёту готовы?
Дети: Готовы!
Дидактическая игра «Расставь числа в обратном порядке». ( дети с числами 1 – 9 встают в обратном порядке).
Воспитатель: Начинаем обратный отсчёт.
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4.
Воспитатель: Молодцы! Обратный отсчёт выполнен отлично! Подготовка в отряд космонавтов продолжается.
Космонавты должны уметь хорошо считать.
Дид. игра: «Божьи коровки» (состав числа 10 из двух меньших чисел)
Предлагаю детям взять «Божью коровку» и поместить на листик с соответствующей цифрой. После задания дети садятся за столы.
Воспитатель: Космонавт должен уметь считать и решать задачи. Я предлагаю составить и решить задачу. (показываю сюж. картинку с задачей)
- Сколько частей у задачи?
-Какие части есть у задачи?
- Что такое условие?
Дети составляют задачу и производят решение.
Воспитатель: Будущие космонавты должны хорошо ориентироваться в пространстве, быть внимательными.
Зрительный диктант. Предлагаю детям внимательно рассмотреть карточку с заданием, и запомнить в каком порядке, где расположены фигуры и счётные палочки.
Дети выкладывают на белом листе и сравнивают с образцом.
Вопросы: Между какими фигурами расположен треугольник?
Как расположены палочки синего цвета (жёлтого)?
Какая фигура справа (слева) от треугольника
Дети проверяют выполненное задание в соответствии с образцом на доске.
Физминутка- игра «Дружные команды»
Космонавты должны быть дружными и внимательными. Сейчас мы проверим, как вы умеете выполнять задание группами.
Дети под музыку двигаются, по окончании музыки показываю цифру. Дети должны встать в группу столько человек, сколько указывает цифра. (2,3,4)
Воспитатель: Юные космонавты.
Приложите старание, будет сейчас тренировка внимания.
сравнение предметов по длине (10 шт.) Разложите полоски перед собой, рассмотрите.
Вопросы: 1. Что можно сказать о размере полосок?
2. Чем полоски отличаются друг от друга?
3. Покажите длину, ширину.
Разложите полоски от самой длиной до самой короткой. Дети выполняют. 1.Покажите самую длинную полоску.
2.Покажите самую короткую и т.д.
Дети называют полоски от самой длинной до самой короткой.
Ребусы (стол, рыбак, Алиса)
Рефлексия:
Ребята, вы с честью выдержали сегодняшние испытания, прошли подготовку в школе космонавтов. Я хочу вручить вам диплом об окончании школы космонавтов.