Савинова Татьяна Алексеевна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №26", Челябинская область город Снежинск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Савинова Т.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 33439
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Развитие должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Дошкольное образование должно охватывать и пронизывать собой все виды развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.
Творческое мышление является высшей психической функцией и свойственно только человеку, что делает проблему его развития очень значимой. Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются.
Возникновение и развитие творческого мышления – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы мышления. Только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов.
С целью развития творческого мышления в дошкольных организациях используют нетрадиционные приемы рисования: рисование пальцами, печать от руки, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином, кляксография, монотипия и т. д., которые положительно влияют на эмоциональное состояние детей, помогают развивать мускулатуру рук ребенка, мелкую моторику. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Нетрадиционные техники рисования направлены на развитие не только творческого мышления, но и памяти, внимания, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.
Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства — оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.
Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
В работе нужно использовать такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы работы: наглядный, словесный, практический.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Работая с ребенком, необходимо сотрудничать с их родителями: использовать любую возможность общения для установления доверительных отношений. Проводить для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры.
Таким образом, на основе работы в рисовании нетрадиционными техниками и приемами, воспитатель должен развить у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. В результате работы дети должны научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они должны научиться создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения.
Дети должны обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги, начать чувствовать себя маленькими художниками.
Список литературы: