Малышева Елена Сергеевна
Воспитатель, МДОУ "Детский сад №24", Ленинградская область, г. Кириши
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Малышева Е.С. Как мы клад искали // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 33095
Обучающие:
Упражнять в количественном счёте в пределах 6, в упорядочении палочек по длине, в различении цифр, цвета.
Упражнять в умении ориентироваться по клеточкам (влево, вверх, вправо, вниз), в умении считать клеточки.
Упражнять детей в классификации, выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве (группа) и на листе бумаги.
Развивающие:
Развивать умение выстраивать события в логической последовательности, мыслить и рассуждать. Развивать у детей мелкую моторику рук.
Развивать внимание, память, воображение, мышление, речь.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать внимательно и не перебивать взрослого и товарищей.
Материалы и оборудование:
Игрушка «Кот Матроскин»;
План - карта поиска клада;
«Зашифрованная картинка», где написаны цифры и буквы;
Набор палочек Кюизенера и карточки с силуэтами паровозика на каждого ребенка;
Набор карточек (2шт.) с геометрическими фигурами;
Блоки Дьенеша,
3 обруча, символы;
Квадрат Воскобовича с одним разрезом на каждого ребёнка;
Сундук с драгоценностями;
Схема – символ «Ключ от сундука»;
«Золотые монетки» - шоколад для детей;
Музыкальная запись: «Да здравствует сюрприз!» - С. Стенченко, Е. Троян. Автор текста Ю. Энтин и композитор М. Митков.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл? - Это же, кот Матроскин. Кот Матроскин: - Здравствуйте ребята! - Я живу в деревне Простоквашино всё хозяйство на мне, я очень устаю. У меня спина болит, лапы ломят, хвост отваливается. Недавно я нашёл карту, где написано, что есть клад. Но я здесь ничего не могу разобрать, помогите мне отыскать клад.
Кот Матроскин показывает карту.
Воспитатель: Ребята хотите отправиться в Простоквашино и найти клад? Ребята на чём можно отправиться в деревню Простоквашино? Дети предлагают (на самолёте, на машине, на мотоцикле и т.д.). А мы отправимся с вами в деревню, вот на чём, у меня есть зашифрованная картинка. Здесь написаны цифры и буквы, вам нужно прочитать по цифрам слово.
Дидактическая игра: «Зашифрованная картинка»
- Молодцы, правильно поезд.
Да, в Простоквашино можно добраться только на поезде. Чтобы попасть на поезд, я купила для вас «билеты» и вам остается только занять места, согласно купленным «билетам».
Детям выдаются «билеты» с геометрическими фигурами. На столе второй образец, надо найти такой, какой у тебя в «билете».
Дидактическая игра: «Найди своё место»
Дети определяют геометрические фигуры и садятся на места согласно билетам.
Ребята вот у нас поезд, а вагонов нет. Я предлагаю вам построить из палочек шесть вагонов, от самого короткого до самого длинного.
Дидактическая игра: «Разноцветные вагончики» (Цветные палочки Кюизенера)
Дети садятся за столы и составляют «поезд с вагонами» из палочек Кюизенера, начиная с белой палочки и заканчивая фиолетовым).
Дидактическая игра: «Вопрос – ответ».
- Сколько всего вагонов у поезда? - Каким по порядку стоит голубой вагон? - Вагон, какого цвета стоит четвертым? - Какого цвета последний вагон? - Какой по порядку вагон находится между белым и голубым? - Найди вагон, который стоит рядом с голубым, но не розовый? - Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. - А теперь наоборот – справа, налево. Молодцы, всё знаете.
Давайте поможем пассажирам занять свои места, рассадим их по вагонам. А пассажирами будут вот эти белые маленькие палочки.
Дидактическая игра: «Рассадим пассажиров»
- Составили? Теперь можно отправляться в путь! - Поехали! - А в пути мы с вами поиграем. - Сколько пассажиров едет в третьем вагоне? - Сколько пассажиров едет в последнем вагоне? - Сколько пассажиров едет в четвертом вагоне? - Сколько пассажиров едет в желтом вагоне? Вот мы с вами приехали в Простоквашино. Как здесь красиво, какой свежий воздух. Давайте с вами ребята пройдёмся по лесной лужайке.
Физкультминутка: «Лесная лужайка»
(Ходьба с высоким подниманием коленей.)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на клумбе не растут цветы, наверно корова Мурка съела и вытоптала все цветы. Давайте с вами посадим цветы на клумбу.
Дидактическая игра: «Посадим цветы на клумбу» (Блоки Дьенеша)
Выложить перед детьми два обруча (синий и жёлтый), отмечая каждый из них карточками с соответствующими символами. - Затем все вместе выясняем, какими свойствами обладает фигура и где она должна лежать в соответствии с правилами игры - А теперь каждый из вас поочерёдно берёт одну фигуру из разложенного набора фигур и кладёт на подобающее место. Дети самостоятельно раскладывают, а когда закончатся фигуры, воспитатель задаёт вопросы. - Какие блоки лежат внутри синего обруча? (Все большие треугольники.) - какие блоки лежат внутри жёлтого обруча? (Синие геометрические фигуры, большие и маленькие.) - Какие блоки оказались внутри обоих обручей? (Большие синие треугольники.) - Правильно, у нас на клумбе вырастут цветы большие синие треугольники.
Ребята, а кто это там, в кустах прячется? Давайте с вами отгадаем. (Детей приглашают сесть за столы, взять в руки карандаш и лист бумаги).
Графический диктант
(Ответы детей – собака).
Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Правильно, это наш Шарик, который бегает по кустам с фоторужьём.
Воспитатель: А, Кот Матроскин, хотел бы, чтобы вы сделали ему портрет из этого волшебного квадратика, потому что Шарик всё бегает по лесам и фотографирует, только диких зверей.
- Давайте с вами попробуем!
Дидактическая игра: «Портрет кота Матроскина» - (Квадрат Воскобовича)
- Ребята, какие вы молодцы, нашему коту Матроскину обязательно понравится ваш портрет.
Воспитатель: Ребята, мы все задания выполнили, но мы забыли с вами про клад. А это самое трудное и интересное задание.
Дидактическая игра: «Отыщем клад» («Карта» - ориентировка на листе бумаги).
Воспитатель вместе с детьми ищет по карте, где находится клад при помощи стрелок (ориентировка в группе и на листе бумаги). Дети: Ура!!! Мы нашли клад!
Воспитатель: Вот мы и нашли сундук, о котором говорил кот Матроскин, но, чтобы его открыть, нам нужно подобрать ключ к этому замку.
По схеме вы должны угадать ключ, какой формы, размера, и какого цвета.
Дидактическая игра: «Подбери ключик к замку» -(Блоки Дьенеша)
Дети смотрят на схему и находят правильное решение. Воспитатель: Правильно! Это маленький красный круг. - Какие вы молодцы! Помогли клад найти и открыть его. - Посмотрите, а в сундуке лежат драгоценности и золотые монетки.
Подведение итога:
Вам понравилось путешествие?
Что мы с вами делали?
Что вам показалось самым трудным?
Что было самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель хвалит детей за хорошие знания, включает музыку (Песня «Да здравствует сюрприз!») и раздаёт детям «Золотые монетки».