В работе учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Принимая во внимание, что основными видами деятельности в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большая роль отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение конструктивно-игровых технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются эффективными в логопедической работе.
При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).
Опираясь на данный опыт, мною было разработано многофункциональное пособие «Волшебное дерево». Цель: развитие тактильно-акустических стимулов, автоматизация и дифференциация звуков, развитие плавной воздушной струи, развитие мелкой моторики, пополнение словаря по теме «Сад. Фрукты»
Каждый этап работы имеет свое название:
-Тренажер «Ежовая полянка»: дети ставят пальчики правой руки на «Ежика» (игольчатую поверхность) и проговаривают гласные А- большой палец, О- указательный, У- средний, Ы- безымянный, Э- мизинец.
Л (нажим большого пальца левой руки) – А (нажим большого пальца правой руки)
Пальцы левой руки синхронно с правой соединяют согласный с гласным( пальцы нажимают на тренажер - ЛА), аналогично: Л – О, ЛО и т.д.
-Тренажер «Улитка»: полянка переворачивается и получается тренажер «Улитка». На «Улитке» буква с липучкой двигается к гласным, соединяя буквы читаются слоги.
- «Грушевое дерево»: «Улитка» переворачивается и в прорезь вставляется дерево. Предлагается задание подуть на листочки. Под листочками дети читают слоги со звуком «Р» (для детей с поставленным звуком «Р»).
- «Яблоня»: На другой стороне дерева дети крепят яблочки (на магнитах) и читают слоги со звуком «Л».
Для усложнения задания логопед предлагает ответить на вопрос «Яблоко какое?» ( возможные ответы: ароматное, круглое, красное…)
Расширяя возможности использования пособий с игольчатой поверхностью хорошо зарекомендовал себя, недавно появившийся в продаже конструктор «Липучка».
Варианты использования конструктора:
- Собери букву по образцу
- Выложи дорожки к предметам
- На каждый звук приклей липучку на панно с шершавой поверхностью
- В соответствии с лексической темой соберем: чашку (тема «Посуда»), гусеницу (тема «Насекомые»), зайчика (тема «Дикие животные») и другие предметы
- Предлагаем сконструировать игровые модели положений языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок» и другие) ;
- Конструируем определенную букву, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;
- Конструируем игрушки для игр-звукоподражаний (Л-самолетик, Р - машинка, Ш- шарик, С- насос) ;
- Учим различать звуки по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого человечков для раскладывания перед ними картинок). Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки, играет с ними, передвигает, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебного материала.
- При помощи конструктора моделируем звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;
- Отрабатываем темы словаря. (Можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов: мебель, транспорт).
Применяя данные конструктивно-игровые технологии с детьми ОВЗ, отметила, что использование конструктора и пособия «Волшебное дерево» открывает широкие возможности для коррекции звуков и творческих способностей воспитанников, формирует результативность логопедического процесса. За время работы с конструктором дети научились им пользоваться, выполнять действия по устной инструкции. У детей возросло внимание к собственной речи, сформировались навыки речевого контроля, как за собственной речью, так и речью других детей. Работа с пособием и конструктором повысила качество коррекционной работы, сформировала положительную мотивацию ребенка на занятии. Дети стали более усидчивы, внимательны и точны.
Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны.
Литература:
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: АСТ, 2008.