Цель: обобщить знания по темам: «Лес. Деревья», «Птицы», «Животные».
Задачи:
- систематизировать и уточнять знания детей по изученным темам;
- упражнять детей в грамматически правильном оформлении фразы;
- закреплять знания детей в составлении описательных рассказов по схемам;
- развивать дыхание, мелкую моторику;
- формировать диалогическую речь;
- воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы, познавательный интерес.
Предварительная работа:
- наблюдения за живой и неживой природой осенью;
- рассматривание иллюстраций об осени;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихотворений;
- обсуждение ситуаций на тему «Берегите природу»; беседа «Природа дарит чудеса».
Оборудование:
Картины с разновидностями леса, птиц, животных, описательная схема, маски для диалога, картинки листья, птицы, макеты деревьев, шарики Су-Джок
Словарь: хвойный, смешанный, лиственный, перелетные, зимующие, хищные, травоядные, обитатели, лесные жители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход:
Ребята! Я вас приглашаю на прогулку в лес: Здравствуй, лес, Дремучий, лес, Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой не утаи: Ты же знаешь мы свои. С. Погореловский |
|
Что растет в лесу? |
В лесу растут деревья, кустарники, ягоды, грибы. |
Какие деревья вы знаете? |
Названия деревьев. |
Отгадайте загадки: Это дерево не елка Хоть есть шишки да иголки Как колонна каждый ствол Сверху крона как шатер |
Сосна |
Лес, в котором растут одни сосны |
Сосновый бор |
Зимой и летом Одним цветом |
Ель |
Лес, в котором растут ели |
Ельник |
Есть у родственницы елки Неколючие иголки Но в отличие от елки Опадают все иголки |
лиственница |
Как называется лес, где растут все эти деревья? |
Хвойный лес |
Почему он хвойный? |
У него хвоинки. |
Назовите лиственные деревья. |
Береза, дуб, и т.д |
Послушайте стихотворение о дереве, которое прочтет Алина |
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную В красивом сарафанчике С застежками в карманчиках |
Лес, в котором растут, одни березы как мы его называем? |
Березовая роща |
Лес, в котором растут одни дубы? |
Дубрава |
Назовите, какие виды леса вы еще знаете? |
Хвойный, лиственный, смешанный. |
А в каком мы лесу? |
В смешанном |
Ребята, что еще кроме деревьев есть в лесу? |
В лесу живут животные |
Какие животные живут в лесу? |
дикие |
Почему их так называют? |
Они добывают сами себе пищу и дом у них лес. |
Назовите диких животных? |
Название животных. |
Что мы можем рассказать о них? |
Есть животные хищные, а есть травоядные. |
А давайте мы отделим хищных животных от травоядных. |
|
Я предлагаю вам поиграть с ёжиками |
Шарики Су-Джок |
Ребята кто может составить описательный рассказ про любого животного (по схеме) |
|
Отгадайте загадку: Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? Бурый… |
Медведь |
Давайте мы с вами превратимся в медвежат и поиграем: Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили, Вот так, вот так, Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили, Вот так, вот так, И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы к верху поднимали. Вот так, вот так, Лапы к верху поднимали. |
|
А сейчас давайте сядем на полянку и послушаем, о чем лесные жители говорят? Сценка «Осенний разговор». (Детям раздаются маски героев сценки) Черепаха. Слышишь, Улитка? В дальние страны ветер уносит птиц караваны. Как хорошо нам без их трескотни В долгие ночи, зимние дни! Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь? Спряталась в домик. О чём ты грустишь? Улитка. Нет, Черепаха, зимою и летом Я не скучаю в домике этом. Скромно живу и не знаю, бывает, Кто улетает, а кто прилетает. Что ж тут грустить? Но другие иначе… Слышишь, Лягушка об Аисте плачет? Лягушка. Вот насмешили! Вот чудаки! Аист меня сторожил у реки. Он улетел, и, скажу вам, друзья, Только теперь успокоилась я. Квакаю громко и не боюсь, Что в животе у него окажусь. Слышите, каркает ворон на ели? Ворон жалеет, что все улетели. Ворон. Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том? Здесь я остался лучшим певцом. Слушайте дивную песню мою. Сладок мой голос, когда я пою. Заяц. Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще? Певчие птицы пели нам слаще. Только они улетели на юг, Голо и тихо стало вокруг. Грустная осень пришла на поля, Снегом покроется скоро земля. Лес золотой осыпает листву. Я одиноко и скучно живу. Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей, С вашими песнями будет теплей.
|
Диалог – «Осенний разговор» |
О ком говорили лесные жители? |
О птицах. |
Каких птиц вы знаете, назовите их? |
Название птиц |
Как называются птицы, которые улетают на юг? |
перелетные |
А которые остаются зимовать? |
Зимующие |
Назовите зимующих птиц нашего острова? |
|
Для чего нам нужны птицы? |
Убивают вредных насекомых и их личинок, ловят мышей, поедают семена сорняков. Да и какой лес без пения птиц. |
Как мы должны заботится о птицах? |
Подкармливать и т.д |
Я предлагаю посадить наших птиц на деревья
|
Коллективная работа детей |
Давайте вместе скажем пословицы про лес: |
Много леса – не руби, Мало леса – береги, Нет леса – посади. Лес – это наше богатство. |
Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
Молодцы много знаете про лес, но нам надо прощаться с лесом и его обитателями и возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам рассказать родителям о своём путешествии. Им будет очень интересно.