По страницам истории России: урок окружающего мира, 4 класс

Кияева Юлия Александровна

Учитель, МОУ "Пионерская СОШ", Ирбит

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кияева Ю.А. По страницам истории России: урок окружающего мира, 4 класс // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 29773


Класс: 4

Тема: по страницам истории России.

Цель: формирование целостной картины истории России, развитие и воспитание личности гражданина России на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления исторических событий.

Задачи: формировать вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными тради­циями духовности и нравственности; формировать системы пози­тивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Формируемые УУД:

Предметные: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование уважительного отношения к России, истории, культуре нашей страны, её современной жизни; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные:

  1. Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (исторических, социальных, культурных, технических); умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
  2. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
  3. Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

Методы: проблемно-поисковый, словесные, наглядные, практические, здоровьесберегающие, дифференцированные, интерактивные.

Приёмы: работа с информацией (текст, иллюстрация, таблица), контурной картой, презентацией; групповая и индивидуальная работа;  физкультминутка, смена видов деятельности, игра.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков 4 класс. Ч.2., дидактический материал (иллюстрации, контурная карта), карточки с заданиями, проектор, ноутбук, экран, письменные принадлежности (ручки, цветные карандаши, фломастеры), оформление доски (игровое поле, дерево самооценки, иллюстрация сундука 2 шт.), ладошки из цветной бумаги (красные, желтые, зелёные по 10 шт.), сигнальные карточки (красные-зеленые, 1,2,3 по 2 набора), презентация.

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Примечание

1.Организационный этап

- Добрый день, ребята!

- Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Проверьте свою посадку

- Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В поисках сокровищ».

- Наш урок пройдёт в форме интеллектуальной игры.

Здороваются с педагогом. Садятся за парты (по командам, заранее распределенным).

Оформленая доска:

- игровое поле

- лента времени

- иллюстрация «Сундук» 2 шт.

- дерево настроения

- название игры «В поисках сокровищ»)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Итак, проверим домашнее задание «Визитка».

Чтобы работа в команде была продуктивной необходимо распределить роли. У Вас на столах лежат карточки с необходимыми нам ролями и обязанностями. Распределите роли.

Команды представляют визитку (название, девиз). Распределяют роли. Художник записывает название команды на доске (на сундуке).

- Набор карточек  №1 «Роли» (2 шт.)

3. Актуализация знаний

Чтобы отправиться в путешествие всем членам команды нужно размяться.

1. «Разминка». Необходимо распределить карточки с событиями в хронологической последовательности на ленте времени.

Педагог показывает карточку, любой ученик может дать ответ и прикрепить на ленту времени карточку.

- Крещение Руси (988 г. – Х в.)

- Первая мировая война (1914 г. – ХХ в.)

- в России начали править цари из рода Романовых (1613 г. – ХVII в.  Михаил Фёдорович Романов, на земском соборе)

- Куликовская битва (8 сент. 1380 г. – XIV в.)

- Россия стала империей (1721 г. – XVIII в., Петр I)

 

- Сделайте вывод, какова тема нашего путешествия?

- Мы с вами отправляемся в путешествие «По страницам истории России».

- Наше путешествие будет не обычным, куда мы будем держать курс, будете решать вы. Перед вами игровое поле, которое разделено на 3 сектора «Люди», «События», «Достижения». Каждый сектор состоит из 5 заданий, которые расположены по принципу «от простого к сложному».

Чтобы сделать ход, штурман команды должен назвать сектор и номер задания, например, Люди-2.

За правильно выполненное обе команды могут заработать то количество монет, которое указано на выбранной вами карточке.

Заданий на игровом поле много, все выполнить не успеем, но будем стараться.

Осталось узнать, чья команда начнет игру первой? Я приглашаю капитанов команд. Всё решит жребий.

Очередность определена, в путь!

Учащиеся отвечают на вопросы, прикрепляют карточки на ленту времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему: «История России», «Исторические события России» и т.п.

Внимательно слушают инструкцию к игре.

 

 

 

 

 

 

Капитаны с помощью жребия определяют очередность в игре.

- Лента времени

- Набор карточек  № 2 «Разминка» (1 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Монетка

4. Обобщение и систематизация знаний (интеллектуальная игра)

Сектор «Люди»

  1. С помощью сигнальных карточек (1, 2, 3) вам нужно давать ответы. Я буду показывать портрет знаменитой личности истории России Слайды 2-4, ваша задача выбрать на слайде правильный вариант, по моей команде поднять карточку с правильным ответом.

Михаил Илларионович Кутузов  

 

Александр Невский

монах Нестор

По портрету определяют историческую личность, находят свой вариант на слайде. По команде учителя поднимают карточку с ответом.

Оценивают свою работу. (0 ош. – 10 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- Слайды 2-4.

- Набор карточек  № 3  Сектор «Люди» № 1 (2 шт.)

- 2 монеты по 10 баллов.

 

  1. Кот в мешке (конкурс капитанов).

Капитаны, выходим ко мне. Вам будет задано 4 вопроса , за каждый верный ответ вы можете заработать одну монету. Начинаем с капитана команды выбравшего данное задание.

1. Кто являлся Главой Древней Руси? (Великий князь Киевский)

2. Торговый путь «из варяг в греки» вёл из Северной Европы в …? (Византию)

3. Автор повести Временных лет? (монах Нестор)

4. Фамилия изобретателя книгопечатания? (Гутенберг)

5. Что такое народное ополчение? (формирование народа для защиты государства)

6. Смутное время – это …? (отсутствие главы государства, беспорядок, народные волнения)

7. первый музей открытый Петром Первым? (кунсткамера)

8. Чья это заслуга? Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей. (Екатерины Второй).

 

Капитаны выходят к доске. По очереди отвечают на вопросы. Получают монеты за правильные ответы (1 ош. - 10 баллов, 0 ош. – 20 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- 4 монеты по 10 баллов

  1. Используя текст. Заполните таблицу. Слайд 5.

Сейчас дайте свою работу любому гостю, они проверят вашу работу. Проверка на Слайд 7.

Политические партии ХХ в.

Наиболее крупные и из­вестные — «Союз русского народа» (1905 г., ли­деры: А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) и «Союз Михаила Архангела» (1907 г., лидер — В. М. Пуришкевич).

Умеренно-консервативное крыло возглавляла партия октябристов («Союз 17 октября»). Она образовалась в ноябре 1905 г., названа в честь Манифеста 17 октября. Лидер — А. И. Гучков. Социальный состав: крупные пред­приниматели, интеллигенция. Максимальная численность — 60 тыс. человек в 1907 г. Выступали за свободу предпринимательст­ва, отказ от мелочной опеки со стороны государ­ства, против введения 8-часового рабочего дня.

Создание РСДРП было провозглашено на I съезде партии в 1898 г. В 1903 г. на II съезде произошел раскол на большевиков и меньшеви­ков. Лидеры меньшевиков: Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, Л. Мартов. Социальный состав: ин­теллигенция, рабочие. Программные цели: расходились с большевиками по поводу перспек­тив построения социализма в России — считали, что в России нет для этого экономических пред­посылок и необходим длительный путь капита­листического развития, поэтому во время рево­люции 1905—1907 гг. выступали за союз с бур­жуазными партиями, против самостоятельной роли социал-демократов.

Партия эсеров образовалась в 1901 г. на осно­ве народнических кружков. Народные социалис­ты выделились из нее в 1905 г. Лидер — А. В. Пешехонов.

Заполняют таблицу. Отдают свою работу любому присутствующему гостю. Проверка Слайд 6. Оценка (2 ош. – 10 баллов, 1 ош. – 20 баллов, 0 ош. – 30 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- Набор карточек  № 4 Сектор «Люди» № 3 (1 шт.)

- Слайд 5-6.

- 6 монеты по 10 баллов

Сектор «События»

1. «Верю, не верю». Я буду говорить высказывания, ваша задача оценить верные они или нет. По моему сигналу вы поднимаете сигнальную карточку: зелёный – верю, красный – не верю.

1. При князе Владимире Русь приняла христианство. (Да)

2. Куликовская битва закончилась примирением Дмитрия Донского и Мамая. (Нет)

3. главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение. (Да)

Команды оценивают высказывания, по команде поднимают карточку с ответом. Оценивают свою работу (0 ош. – 10 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- 2 монеты по 10 баллов

- Сигнальные карточки

  1. Соединить событие с датой, когда оно произошло.

 Слайд 7.

Проверка Слайд 8.

Выполняют задание на карточке. Сравнивают с ответами на Слайде 8. Оценивают (1 ош. – 10 баллов, 0 ош. – 20 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- Слайд 7-8.

- Набор карточек № 5 Сектор «События» № 2 (1 шт.)

- 4 монеты по 10 баллов.

  1. Каждый из членов команды получает карточку с вопросом. Ответ на него – дата. Ваша задача расположить карточки в хронологической последовательности. Затем перевернуть и получить фразу, которая  является верной или не верной. Поднять сигнальную карточку.

1 команда: Бога воды славяне представляли в виде человека с головой крокодила. (Нет)

1) торжество 300-летия царствования семьи Романовых. (1913 год)

2) начало Первой мировой войны. (1914 год)

3) неудачи русских войск в Первой мировой войне. (1915 год)

4) Петроград перешёл в руки большевиков. (1917 год)

5) убийство царской семьи в Екатеринбурге. (1918 год)

2 команда: Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение. (Да)

1) Крещение Руси. (988 год)

2) Начало княжения Ярослава Мудрого. (1019 год)

3) Полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. (1238 год)

4) Битва на реке Неве. (1240 год)

5) Ледовое побоище. (1242 год)

 

Сейчас каждая команда озвучит получившуюся фразу и прокомментирует свой ответ.

Каждый член команды отвечает на вопрос. Карточки располагаются в хронологическом порядке, переворачиваются. Читается фраза, с помощью сигнальной карточки даётся ответ да-нет. Капитаны команды озвучивают фразу и дают комментарии к своему ответу. Оценивает учитель. (1 ош. – 10 баллов, 0 ош. – 20 баллов)

Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- Набор карточек  № 6 Сектор «События» № 3 (2 шт.)

- Сигнальные карточки

- 6 монеты по 10 баллов.

Сектор «Достижения»

  1. Соединить название и иллюстрацию архитектурного сооружения. Проверка Слайд 9.

Выполняют задание. Самооценка. Сверяют со Слайдом 9. (0 ош. – 10 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- Слайд 9

- Набор карточек  № 7 Сектор «Достижения» №1 (1 шт.)

- 2 монеты по 10 баллов

  1. Распределите события на 2 группы: Российская империя, Советский Союз. Самопроверка. Одна команда озвучивает 1 группу, другая – вторую.

Российская Империя:

царь, помещик, фабрикант

Советский Союз:

Метростоевец, ударник труда, учащийся курсов по борьбе с неграмотностью

Распределяют карточки на 2 группы. Самопроверка. Оценивание (1 ош. – 10 баллов, 0 ош. – 20 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- Набор карточек   № 8 Сектор «Достижения» № 2

- 4 монеты по 10 баллов.

  1. Дополни текст.

1 команда.

В _____________________ 1917 года на улицы Петрограда вышли рабочие. Они несли лозунги: «Долой _____________________ !», «Долой ___________________ !». В марте 1917 года Николай Второй ________________________________________ . Эти события называют _________________________ революцией. Во главе России встало __________________________ правительство.

 

2 команда.

Но во многих городах люди стали брать управление в свои руки. Стали создаваться ____________________________. Большевики выдвинули лозунги: «Вся власть – ____________________ !», «Фабрики – _______________________!». 25 октября 1917 года (_________________________ по новому календарю) произошла ____________________________ революция. Во главе страны встало новое правительство _______________________________ .

 

Проверка совместная. Зачитывают текст со вставленными словами (одни начинают другие продолжают).

Читают текст с пропусками. Вставляют недостающие слова. Проверка – зачитывают текст со вставленными словами (одни начинают другие продолжают). Оценивание (2 ош. – 10 баллов, 1 ош. – 20 баллов, 0 ош. – 30 баллов). Казначеи приклеивают монеты на сундук.

- Набор карточек   № 9 Сектор «Достижения»         № 3 (1 шт.)

- 6 монет по 10 баллов

Физкультминутка

Музыкальная пауза. Электронная физкультминутка (динамическая)

Выполняют движения со слайдов.

Электронная физкультминутка

6. Контроль усвоения, подведение итогов игры

- Наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги. Уважаемые казначеи, подведите итоги своих команд.

- Команда _____ награждается грамотой за участие в интеллектуальной игре по окружающему миру «В поисках сокровищ».

Команда _____ награждается грамотой за победу в интеллектуальной игре по окружающему миру «В поисках сокровищ».

Вручение грамот командам + личные грамоты для портфолио.

"Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение"

Александр Бенкендорф,

шеф корпуса жандармов

- Желаю вам дальнейших побед и достижений в области истории России!

Казначеи подводят итоги игры.

Капитаны награждаются грамотами.

- грамоты

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В завершении игры, мне бы хотелось узнать насколько познавательной, полезной и интересной стала для вас игра.

У вас на столах лежат ладошки 3-х цветов:

Красная – урок был актуальным, полезным, интересным.

Желтый – урок был интересным, но у меня остались вопросы.

Зелёный – мне было сложно, не весь материал усвоил.

Выберите себе ладошку отражающую вашу позицию и прикрепите на дерево настроения.

- Спасибо большое за урок!

Выбирают ладошку соответствующую их позиции. Приклеивают на дерево настроения.

- ладошки (10 красных, 10 жёлтых, 10 зелёных).

- дерево настроения