Условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Молчанова Татьяна Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 127 "Березка", г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Молчанова Т.А. Условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 25.03.2019).

Заказ № 28496


Аннотация: в статье раскрывается значение эмпатии в развитии ребенка дошкольного возраста, возрастные особенности эмпатии старших дошкольников и условия ее развития.

Ключевые слова: старший дошкольник, эмпатия, эмоции, эмоциональная децентрация

На современном этапе развития системы дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, одним из ведущих приоритетов является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей.

Значимость эмоционально-нравственного воспитания обусловлена тем, что развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, пониманию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает более успешную адаптацию ребенка в социокультурном пространстве. Кроме того, проблема развития эмпатии, становится более значимой, на фоне повышения количества детей с проблемами эмоционального развития.

На данный момент в научной литературе проблема эмпатии в дошкольном возрасте рассматривалась в работах ряда исследователей, прежде всего, в контексте нравственного развития и формирования нравственных качеств детей, таких, как милосердие (И.А. Княжева), отзывчивость (М.В. Воробьева), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (С.А. Козлова) и т.д.

Старший дошкольный возраст исследователи рассматривают, как благоприятный период для развития эмпатии. Первые проявления эмпатии формируются гораздо раньше, но в старшем дошкольном возрасте, как отмечает А.В. Запорожец, у детей под влиянием опыта, общения и совместной деятельности формируется способность сочувствовать другим людям, переживать печали и радости других людей, как свои собственные, что находит отражение в явлении аффективной децентрации [2].

Аффективная или эмоциональная децентрация обеспечивает возможность эмоционального переключения ребенка со своих собственных переживаний на переживания другого, помогает ребенку встать на позицию другого человека и понять его переживания, отличные от собственных. Именно этот механизм, как отмечают исследователи, лежит в основе возникновения и развития эмпатии в дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте проявление эмпатии характеризуются тем, что у ребенка происходит преобразование непосредственного эмоционального реагирования в форму эмпатийного переживания, которое строится на фоне нравственных взаимоотношений с окружающими людьми. Развитие эмпатии дошкольника происходит от сопереживания к сочувствию, а затем к реальному действию.

В работах Е.И. Изотовой, акцентируется внимание на том, что эмпатия в дошкольном возрасте является результатом социализации и определяется совокупностью таких социальных переживаний, как: сопереживание, сочувствие и содействие.

Сопереживание представляет собой переживание ребенком тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек через отождествление с ним.

Сочувствие выступает, как процесс переживания собственных эмоциональных состояний по поводу другого человека.

Содействие представляет собой комплекс альтруистических актов, которые основаны на сострадании, сопереживании и сочувствии [3].

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений. Установление иерархии мотивов в старшем дошкольном возрасте приводит к появлению устойчивых сопереживаний, которые относятся не к сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам, что позволяет наполнять деятельность смыслом.

Д.В. Жарова указывает, что в старшем дошкольном возрасте чувства ребенка теряют ситуативность, становятся более глубокими по своему смысловому содержанию и возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Изменяется роль эмоций в деятельности [1].

Большое влияние на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников оказывают и изменения, связанные с развитием самосознания. У детей в этом возрасте формируется эмоциональная вовлеченность в действия другого. Это дает основание говорить о том, что у старших дошкольников усиливается личностное начало. Также у детей возрастает произвольность поведения, основанная на усвоении моральных норм.

Проявления эмпатии старшего дошкольника зависят от следующих факторов: индивидуальных особенностей темперамента и психодинамических качеств, характера мотивации, степени близости с объектом эмпатии и частота общения с ним, интенсивность стимулов эмпатии, богатство эмпатийного опыта, представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний, социально-нравственные установки.

Развитие эмпатии представляет собой сложный процесс, организация которого требует глубокого анализа сущности эмпатии, механизмов ее возникновения и условий, влияющих на ее развитие.

Одним из важнейших условий развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является развитие их эмоциональной сферы в целом, которая подразумевает формирование у детей представлений об эмоциях и чувствах, развитие умения дифференцировать эмоции и чувства, развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека и свое собственное, развитие умения выражать свои чувства.

Данное условие может быть реализовано посредством использования комплекса методов и приемов, направленных на развитие эмоциональной сферы. Эффективными в развитии эмоциональной сферы являются: сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, психогимнастические этюды, занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы, игры-театрализации и т.д.

Наряду с развитием эмоциональной сферы, важное значение для развития эмпатии играет обогащение нравственных представлений детей и формирование нравственных норм и ценностей.

Для того, чтобы сформировать у детей глубокие переживания, необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, а также возрастные особенности. Одним из видов деятельности, который способствует преодолению эгоцентризма мышления и развитию опыта эмоциональных переживаний, является игра. В игре ребенок включается в разные ролевые отношения с партнерами по игре.

В процессе общения у ребенка развивается эмоциональная децентрация, он учит ставить себя на место другого, понимать переживания. Это способствует развитию идентификации, то есть способности принимать точку зрения другого.

Обогащение эмпатийного опыта детей может осуществляться также посредством использования произведений художественной литературы, анализа жизненных ситуаций разного содержания. Побуждение педагогом детей к проявлению своего эмоционального отношения к разным ситуациям также является одним из средств обогащения эмпатийного опыта детей.

В работе Е.Р. Овчаренко в качестве условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста рассматривается такой построение педагогического процесса, который направлен на формирование всех компонентов эмпатии (эмоционального, когнитивного, поведенческого), развитие умения распознавать эмоциональные состояния и чувства человека, понимать и принимать позицию другого, выстраивать разные формы межличностной коммуникации, проявлять стремление к помощи. Данным автором предложена модель развития эмпатии для детей старшего дошкольного возраста, которая базируется на использовании системы педагогических средств [4].

Поэтапное развитие эмпатии сопровождается использованием следующих средств. На первом этапе автор предлагает использовать в работе с детьми ситуации, которые ориентированы на констатацию и распознавание эмоциональных состояний и переживаний. На втором этапе автор предлагает использовать ситуации, которые способствуют самопознанию ребенка, изучению мира собственных переживаний. Третий этап связан с использованием ситуаций, которые направлены на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.

Еще одним важным условием развития эмпатии является совместная коллективная деятельность детей, которая приводит к развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества, развитию высших чувств - нравственных, эстетических, познавательных. Сфера взаимоотношений с окружающими людьми является основным источником для развития эмпатии детей дошкольного возраста.

Д.В. Жарова указывает, что развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте тесно связано с главной формой – внеситуативно-личностным общением ребенка со взрослым, которое помогает обогащать опыт ребенка и формировать у него способность понимать и различать свои и чужие эмоциональные состояния, сопереживать и сочувствовать, воспринимать другого человека [1].

Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте показывает, что данный период является благоприятным для развития эмпатии, поскольку  у детей активно развивается способность к пониманию переживаний другого человека и проявлению сопереживания. В качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают: комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии; развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей; развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие  помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (сюжетных игр, игр-театрализаций, сказкотерапии и т.д.).

 

Литература

  1. Жарова Д. В., Иванова Е. В. Формирование эмпатии в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1621–1625. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54588.htm.
  2. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии.  2004.  № 6.  С.25-27.
  3. Изотова Е. И.  Феноменология эмоционального развития современных дошкольников // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.09.2015).
  4. Овчаренко Е.Р.  Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дисс. канд. пед. наук.  Волгоград, 2003.  25 с.