Архитектурная школа как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада

Хозяйкина Анастасия Валерьевна

Воспитатель, МКДОУ детский сад "Снежинка" п. Восточный, Омутнинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хозяйкина А.В. Архитектурная школа как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 28349


Вовлечение родителей в образовательный процесс - одно из психолого-педагогических условий Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эффективной формой работы с родителями, позволяющая привлечь внимание родителей к образовательному процессу в детском саду, является Архитектурная школа.

Архитектурная школа – это такая форма работы с родителями, которая дает возможность посмотреть на конструктивную деятельность по-другому: можно не только строить из конструктора, но и из другого материала (природного, бросового, бумаги). Конструктивная деятельность способствует развитию общей и мелкой моторики руки, творческого воображения, художественно-эстетических качеств, становлению личности ребенка.

Заседания в Архитектурной школе проводятся в форме семинаров-практикумов. Семинар-практикум предполагает совместную работу участников-родителей, в процессе которой можно получить теоретические знания по проблеме и применить их на практике, а также обменятся опытом.

В начале работы провели анкетирование, позволяющее выявить знания родителей о конструировании, его значении в жизни ребенка. Результаты анкет показали, что многие родители не различают конструирование и художественную деятельность, не знают о роли конструирования в развитии ребенка. В связи с этим сформулировали основную цель семинара-практикума - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах важности конструктивной деятельности для ребенка.

В течение года запланировали четыре семинара-практикума, направленных на ознакомление родителей с конструированием как видом детской деятельности, его особенностями и значением, разнообразием конструкторов, видами и формами конструирования, о том, как проходит непосредственно образовательная деятельность по конструированию в детском саду и как организовать конструктивную деятельность в условиях семьи.

Все семинары-практикумы проводили по определённой структуре:

  1. Теоретическая часть состоит из организационного момента в виде игры, психологических упражнений и выступления организатора или родителя (законного представителя).
  2. Практическая часть включает в себя применение практических знаний на практике, обмен опытом участников семинара-практикума, изготовление продукта деятельности.
  3. Итоговая часть представляет собой подведение итогов, рефлексию,

Приведем пример семинара-практикума «Конструирование: строить или не строить?». Первую часть начали с метода «Дерево ожиданий», где участники на приготовленном заранее дереве-шаблоне на листах зеленого цвета написали, что они ожидают от встречи. Затем родителям предложили поиграть в словесную игру «Да-нет».

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите?

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь?

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам?

Последнее спрошу вас я

Активными все будем?

После игры родителей познакомили с понятием, что такое конструирование и чем оно отличается от художественной деятельности, узнали о роли конструирования, и его ценности для развития личности ребенка.

Конструирование является одним из любимых занятий ребенка. Играя с конструктором, ребенок знакомится с деталями, цветом и формой конструктора, распознает такие понятия, как вверху, внизу, влево, вправо, учится анализировать схемы построек, планировать деятельность, и просто воплощает свои детские идеи в игре.

В практической части родителям предложили разделиться на шесть групп и выполнить следующие задания: первая группа строит по образцу из магнитного конструктора, вторая группа - по замыслу из железного конструктора, третья группа - по теме «Дом» из конструктора «Лего», четвертая группа - по схеме из фигурок-вкладышей, пятая группа - по чертежу из конструктора-мозаики, и шестая группа строит по условию деревянный мост, по которому могут ездить пешеходы и машины.

В ходе практической части родители узнали, как проходит непосредственно образовательная деятельность в детском саду: по образцу, по теме, по замыслу, по чертежу, по схеме, по условиям.

После конструирования родители совместно с педагогом обсудили какие виды конструктора бывают и для какого возраста подходят. Выявили самый простейший конструктор – кубики, который больше подходит для детей младшего возраста. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку-вкладыш вставляют в свое отверстие. Он развивает логическое мышление, так как перед сборкой ребенок должен в уме сопоставить фигурки-вкладыши с отверстием и понять в какое отверстие фигурку положить.

Конструктор в форме мозаики представляет собой пластмассовые шестигранники или обычную мозаику, для которой имеется форма со специальными выемками. Эта игрушка развивает координацию движений, цветовое восприятие и фантазию, внимание, память, формирует представления о внешних свойствах предметов.

Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки. Его можно использовать как малышам, ввиду безопасности деталей, так и старшим дошкольникам, которых привлечет разнообразие построек: жилой дом, крепость, машина, самолет, ракета и множество других увлекательных вещей. Ценность блочного конструктора в том, что он помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению.

Конструктор «Лего» - многофункциональный и разнообразный по форме, цвету, материалу и предназначению конструктор. Этот конструктор предназначен детям всех возрастов, развивает мелкую моторику и умственную деятельность, речь, абстрактное мышление.

Деревянный конструктор – конструктор, имеющий разнообразие деталей: кубики, полукубы, бруски, призмы, арки, пирамиды, шары, цилиндры, пластины и другие. Также имеется деревянный конструктор, для которого необходимо использование клея, и собирать его очень сложно и увлекательно, поэтому требуется помощь взрослого.

Магнитные конструкторы представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они рекомендованы детям старше 5 лет, так как помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Семинар-практикум заканчивается беседой и рекомендациями для родителей «На что нужно обратить внимание при выборе конструктора». Совместно с родителями выделили такие характеристики, как возраст, конструктивные умения, индивидуальные особенности ребенка, интересы детей. Итоги встречи подвели методом «Лучи удачи»: родителям предложили написать на лучах солнца положительные моменты встречи «Что понравилось», на каплях «Что не понравилось или осталось непонятным».

С помощью медалей родителям зачислили в Архитектурную школу и вручили буклеты «Конструирование в средней и старшей группе детского сада».

На итоговом заседании Архитектурной школы родители поделились опытом семейного воспитания. Они продемонстрировали какие конструкторы у них есть, какие выполняют постройки дома вместе с детьми. Одна семья изготовила стенгазету «Необычное конструирование», где на фото было представлено панно из пайеток, скрепленное гвоздиками.

Таким образом, Архитектурная школа активно вовлекает родителей в образовательный процесс детского сада. С помощью ряда встреч родители повысили свою психолого-педагогическую компетентность в конструктивной деятельности, отметили (ценность) конструирования в жизни ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Сфера, 2006.
  2. Куцакова Л. В. Занятия по конструирование из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Мозиака-Синтез, 2007.
  3. Куцакова Л. Занятия по конструирование из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозиака-Синтез, 2007.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.