Комплексно-тематическое планирование по теме «Синичкин день»

Ишутина Ольга Владимировна

Воспитатель, МАДОУ ДС №16 "Снежинка", г. Радужный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ишутина О.В. Комплексно-тематическое планирование по теме «Синичкин день» // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 27791


На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

 

«Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!»

 

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.  Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

 

Игра - беседа «Перышки».

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:

 

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

 

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)

 

Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

 

Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

 

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

 

Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

 

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

 

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных — дидактическая игра «Птичья семья».

Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).

 

Пальчиковое упражнение «Дятел».

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

 

Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь – дерево, указательный палец)

Червячка добыть хочу, (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку).

Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.

Все равно он будет мой.

 

 Непосредственно – образовательная деятельность

Познавательное развитие: Развитие творческих способностей: Тема:  «Беседа о птичке синичке»

Программные задачи:

Обучающие: Систематизировать и закрепить знания детей об образе жизни, повадках зимующих птиц (синичка). На примере системного оператора показать этапы жизни птицы, её принадлежность к определённому виду, зависимость строения от образа жизни и приспособления к окружающей среде.

Развивающие: Через использование методов символической аналогии учить понимать состояние другого человека. Развивать воображение , ассоциативную память.

Воспитательные: Воспитывать желание принимать действенное участие в оказании помощи птицам в трудное для них время. Учить сочувствовать и сопереживать.           

Методы ТРИЗ:

  • Эмпатия.
  • Мозговой штурм.
  • Системный оператор.
  • Простые приемы фантазирования.
  • Символическая аналогия.

Материал: системный оператор, иллюстрированный материал к нему; символы эмоционального состояния человека; дидактическая игра «Собери птицу».

Предварительная работа: чтение книги Ю. Дмитриева «В гостях у дятла». Наблюдение на прогулке за птицами. Загадывание загадок о птицах. Заучивание пословиц и поговорок о птицах.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите по внешнему виду состояние человечков.

(Изображения эмоций: грустный, смеется, сердитый, хитрый).

Воспитатель: А что еще можно рассказать о состоянии человека? Человек бывает усталый, торопливый, спешащий, веселый, злой, задумчивый, сентиментальный, не в

настроении. А как мы можем узнать, грустный или веселый, злой или добрый человек, не видя его лица? Можно узнать по его гол осу движениям, шагам.

- А вот вам, какое больше всего нравится состояние человека?

- Я вижу у вас у всех очень хорошее настроение и я предлагаю вам игру «Если нравится тебе, то делай так...»

(Приход в группу почтальона Печкина).

Печкин: Вот вы здесь веселитесь, а кое-где случаются неприятности.

Воспитатель: Печкин, о каких неприятностях ты говоришь?

Печкин: А вот вы послушайте звуковое письмо и узнаете.

(Прослушивание в грамзаписи «Птичий переполох»).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем рассказали нам эти звуки? Какие по настроению они были?

- Тревожные, перекрикивающие, шумные, звонкие.

Воспитатель: Что могло произойти в птичьем, царстве?

- Несчастье.

 

Воспитатель: Да, мы узнали, что в птичьем, царстве случилось несчастье. Птицы поют о тревоге. Ребята, птичка-синичка потеряла своего ребенка-птенца и просит вас помочь его найти. Ну, что ж, поможем синичке? Давайте превратимся ... А в кого вы хотите превратиться?

 - В волшебников, следопытов, сыщиков.

Воспитатель: Ну, что ж , ребята, я говорю волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и мы будем с вами волшебниками. 1,2,3 ты нас палочка в волшебников преврати. Вот теперь мы с вами волшебники. Что ж, примемся за дело. Какие вопросы мы можем задать синичке, чтобы помочь ей найти птенчика?

- Какие у него перышки? Какой он? Какой у него клювик? Как он поет?

Воспитатель: На все вопросы синичка отвечает, что она этого не видела, не знает, не слышала. Что же это может быть за птенец, которого мама не видела и не слышала, но он все же был в её гнезде? Решаем задачу! Бывает такое или нет?

- Да, бывает, это было яйцо.

Воспитатель: Значит, нам достаточно найти яйцо и это будет ребенок синички? Скажите, только у синички птенцы вылупливаются из яйца?

- Нет, еще у пингвина, крокодила, черепахи.

 

        2                                                              6                                         8

Крокодил                                     Птицы                                   Птицы

Пингвин                                       в гнезде                                  в городе

Черепаха

Змеи

Птицы

 

       1                                                              4                                          7

Яйцо                                                          Птенец                                Взрослая

                                                                                               сильная птица

 

      3                                                               5                                          9

Желток                                         Голова

Белок                                                 хвост птицы

 

Воспитатель: Действительно, у многих птиц, животных детеныши появляются из яйца. Ребята, из чего состоит яйцо?

- Белок, желток.

Воспитатель: Яйцо исчезло из гнезда, и никто не видел, как, когда, кто его брал. Как же оно могло исчезнуть?

- Синичка перепутала гнездо. Украли яйцо. Из яйца вылупился птенец и улетел ил выпал из гнезда.

Воспитатель:  Значит, что же мы будем искать: яйцо или птенца?

- Яйцо, потому что без тепла матери из яйца никто не вылупится.

Воспитатель:  Что ж, птица посидела на яйце, из яйца никто не вылупился. Давайте рассмотрим нашу птичку, что же у нее есть? А чем служит хвостик? Почему такие тоненькие лапки? Как располагаются глаза?

- Голова, хвост, туловище, лапки.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, птица высиживает в основном одно или много яичек?

- 10 – 14 за лето.

Воспитатель: А сколько раз за лето?

- 2 раза.

Воспитатель: Да, правильно, птица высиживает от 10 до 14 птенцов. А из чего она делает гнездо? А где делает гнездо?

- Листья, ветки, пух, на дереве, в норке.

Воспитатель:  Ребята, птенец всегда остается маленьким птенцом?

- Нет, вырастает большим.

Воспитатель: Да, ребята, птенчик вырастает и становится взрослой птицей. А в морозы,  где птицы добывают себе корм?

- В городе.

Воспитатель: Да, правильно, в городе на кормушках. Люди подкармливают птиц. А вот сейчас я предлагаю вам задание: из частей тела разных птиц нам нужно найти все, что относится к птичке-синичке.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, мы с вами хорошо поработали.

 

 Прогулка 1:

  1. Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)

Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

  1. Трудовая деятельность:

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

  1. Подвижные игры:

 «Птицы и кукушка».

Цель: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.

«Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

  1. Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

  1. Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.

 

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышал, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся.  Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки).

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

 

Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

 

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

 

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

 

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи — словесная игра «Назови ласково».

 

Прогулка 2:

  1. Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

 

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

Воспитатель задает детям вопросы.

При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья?

Почему снег хрустит под ногами?

Почему снег бывает рыхлый?

  1. Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

  1. Трудовая деятельность:

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

  1. Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

  1. Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.          

 

Вечер: Игра малой подвижности «Успей занять место».

Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

 

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Одинаковые, но разные».

Цель: Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.

 

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».

На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?

 

Библиографический список.

 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Воспитание детей в средней группе детского сада. Сост. Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни. Под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С. 12 – 17.
  5. Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. – С. 10 – 20.
  6. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
  8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
  9. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО, 2008.
  10. Страунинг А.М. Росток. Программа ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. В двух томах. Том 1. – Обнинск, 1996.