Влияние нетрадиционных техник рисования на творческое развитие детей

Ельчанинова Елена Николаевна

Воспитатель, МКДОУ "Детский сад №6", Лиски, Воронежская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ельчанинова Е.Н. Влияние нетрадиционных техник рисования на творческое развитие детей // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 27860


Федеральный Государственный Образовательный стандарт требует от педагогов поиска современных форм работы с детьми и помимо традиционных методов изображения предмета, использовать и нетрадиционные техники. Художественно-творческая деятельность с различными материалами углубляет представления детей об окружающем, способствует проявлению умственной, речевой и творческой активности.

Творчество - это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, она имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития детей. При создании образа на бумаге, в лепке у ребёнка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие. А также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, его самовыражения. В.С. Мухина отмечает, что «…изобразительная деятельность, оказывает специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам»..

Поэтому целью работы в данном направлении считаю развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник рисования.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  1. Изучить нетрадиционные техники рисования
  2. Развить творческие способности детей с использованием нетрадиционных техник рисования
  3. Разработать систему мероприятий по использованию нетрадиционных техник

На занятиях используют различные техники рисования, которые способствуют ручной умелости: рисование ладошками, кляксография, рисование ватными палочками.

Рисование ладошками. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок. Раскрасив свою ладонь краской, можно создавать любые абстракции или сюжетные картинки. Переворачивая ладонь по разному, можно дорисовывать детали и воплощать различные идеи.

Кляксография. В основе этой техники лежит обычная клякса. Здесь можно взять лист бумаги, согнуть его пополам, нанести на одну сторону пятна краски, ближе к линии сгиба, и прижать. После того, как развернули лист мы получаем изображение, похожее на бабочку. Тонкой кисточкой или фломастером дорисовываем ей туловище, глаза и усики. Рисунок готов.

Рисование ватными палочками. Эта техника напоминает мозаику, когда шаг за шагом рождается картина. Работа не сложная, но очень кропотливая, требующая внимательности. Ватную палочку опускаем в краску, затем прикасаемся к листу бумаги и осторожно поднимаем. На бумаге остаются ровные круги, из которых и будет состоять картина. Первые картины получались незамысловатые по сюжету. Шли от более простого к сложному. Очень эффектно смотрятся различные цветы. Изображать их доставляет большое удовольствие детям. С такой задачей они легко справляются.

Любая работа требует реализацию нескольких этапов:

  1. Перед каждым занятием проводятся беседы и подготавливаем руки к работе с помощью пальчиковых игр. Первое время дети хотели рисовать только карандашами и красками и мы предложили им представить, что все это исчезло и нам можно попробовать что-то новое, необычное. После рассказа о новых техниках ребята с удовольствием согласились и начали творить…
  2. На втором этапе идет принцип усложнения. Предлагается использовать несколько техник одновременно. Например, берем бросовый материал и ватные палочки.
  3. На третьем этапе мы обобщаем все что узнали и предлагаем свободно выбрать ту технику рисования, которая понравилась больше всего. Кто-то может предложить свои элементы работы.

По мнению Л.В Петухова «Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми, поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально – художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности».

На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что работа в таком направлении способствует развитию мелкой моторики, развивает пространственное мышление и оказывает разностороннее развитие детей.

  • Дети умеют использовать нетрадиционные техники рисования в свободной деятельности, ищут новые формы рисования.
  • Выработана система мероприятий по использованию нетрадиционных техник.
  • Апробированы нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Каждый из методов – это небольшая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, а эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности

Список использованной литературы

  1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.,2007.
  2. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003, 2016
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. - М., 2011 .