Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста без спальной комнаты

Редькина Татьяна Павловна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Редькина Т.П. Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста без спальной комнаты // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 27769


Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить, что она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Элементы развивающей среды должны легко сменятся. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

В России много детских садов без спален (старые планировки зданий, новые спально-игровые комплексы). Раздвижные кровати стоят прямо в группе и занимают огромное пространство. Некуда поставить игровую мебель. И очень сложно организовать развивающую среду в таких группах, отвечающую современным требованиям.

Как же создать условия для развития детей в таких помещениях?

В интернет-магазинах множество вариантов корпусной мебели. Она габаритна и стационарна и не подходит для таких помещений.

К нам пришли дети от 1,5 до 2 лет. Хотелось создать для них комфортную, развивающую обстановку, с достаточным свободным пространством для развития двигательной активности.

Мы поставили цель:

Создать современную развивающую предметно-пространственную среду своими средствами.

Мы стали сами проектировать и создавать игровые трансформируемые и полифункциональные модули.

Составили список необходимого игрового оборудования, измерили пространство группы и нарисовали схему с расстановкой всей имеющейся мебелью и предполагаемыми модулями. Купили фанеру, краски, ткань и начали обустраивать группу.

Вот что у нас получилось:

  1. Игровой модуль. В него входит кухня, машина, самолет, лодка, кубы для метания или хранения игрушек и др. по замыслу детей и воспитателей. 
  2. Короба на раздвижные трёхъярусные кровати с магнитными доски на фасаде. В таком виде кровать смотрится аккуратнее, похожа на тумбу и в таком виде кровати могут стать развивающими зонами. Первая тумба у нас – уголок природы, вторая тумба – театральный уголок. Но это сегодня, а завтра может все поменяться!
  3. Вообще все кровати мы стараемся задействовать. Спереди мы вывешиваем разные панно для деятельности наших малышей.

Обстановка в группе стала насыщенная, полифункциональная, трансформируемая, развивающая и развивающаяся, что соответствует принципам построения предметно-пространственной развивающей среды в современном детском саду.

Осовременивая пространство группы, мы не только создаем условия для развития наших детей, но и объединяем родителей, ведь они творят вместе с нами. Родители не наши помощники, они полноправные члены нашей «семьи».

В планах у нас на этот год еще и создание стола для игр с крупами и песком, совмещенного с грифельной доской для рисования. Этот стол будет актуален и в старшем возрасте. Мы сделаем из него «Центр настольных игр с правилами».