Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?»

Пономарева Валерия Сергеевна

Воспитатель,  МБУ ДС № 120 "Сказочный", Самарская область, город Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пономарева В.С. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?» // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 27747


 

Цель: дать детям представление о театре. Познакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)

Программное содержание:

  • рассказать об истории создание театра
  • познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре 
  • стимулировать их интерес к театральному искусству
  • развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
  • обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование: проектор, экран, мультмедийная презентация, кукла Кузя (домовенок), волшебный сундучок.  «Говорящее» письмо, д/и «Гардероб», картинки- эмоции. Для изготовления билетов: готовые шаблоны и заготовки, цветные карандаши, салфетки, клей.

Ход занятия:

Педагог: здравствуйте, друзья! Снова вы вместе, а значит наше интересное и увлекательное путешествие продолжается. И сегодня, в гости к нам, придет наш старый знакомый – домовенок Кузя. Он прислал мне письмо, в котором сообщил, что приготовил для вас сюрприз.

Слышится плач, появляется Кузя (он расстроен, плачет)

Педагог: Здравствуй, Кузя! Что случилось? Почему ты плачешь?

Кузя: Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, такой сюрприз для вас приготовил, а теперь и не знаю, что мне делать?!

Педагог: Может ты, расскажешь нам, что случилось, а мы с ребятами, постараемся тебе помочь.

Кузя: Я приготовил для нашей встречи свой сундучок, в который положил очень удивительную и интересную сказку, чтобы показать ее ребятам. А когда сегодня, открыл сундучок, оказалось, что все мои сказочные герои разбежались. Они оставили мне «говорящее письмо»

Педагог: Давай, скорее свое «говорящее письмо», мы его послушаем и узнаем, куда же отправились наши сказочные герои.

Прослушивается аудиозапись, в которой сказочные герои сообщают Кузе и ребятам, что отправились в театр, чтобы посмотреть, что это такое и  больше о нем узнать.

Педагог: Кузя, ну что ты так расстроился, ведь ничего страшного не случилось.

Кузя: Как, ничего страшного? Я никогда не был в театре и даже не знаю, что это такое?

Педагог: Ребята, а давайте вместе с Кузей отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? Выслушивает ответы детей, обобщает их. Правильно, театр -  это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки. Обращает внимание на экран.

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях. СЛАЙД №1-2

Давайте войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами  небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир) СЛАЙД №3 

- Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб. СЛАЙД №4

- Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале (сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. СЛАЙД №5

Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.

 Педагог: Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты Кузя повторяй за нами.

Проводится физкультминутка «В театр мы идем»

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте.

И песенку поем.

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

В театр мы идем.

(Шаги на месте)

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

Мы песенку поем.

(Шаги на месте)

 

Педагог: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?

Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают слайды, называют где - какой театр.

Кузя: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?

         Педагог: А это мы тебе сейчас покажем, правда,  ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:

      театра оперы (дети пропевают слово «Здравствуйте»)

      театра мимики и жеста (здороваются жестами)

       драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара

      кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)

      пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)

Кузя: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…

Педагог: Погоди, Кузя, не торопись. Театр – это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр – работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы,  ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас  хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята, ведь  прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.

Показ слайдов театральных профессий, с пояснением.

Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется   "Гардероб"

Игра «Гардероб» Педагог объясняет детям высказывание "Театр начинается с вешалки", рассказывает о таком месте  театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.

Педагог: И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и  профессиях людей, которые здесь работают.

 

Словесная игра «Добавь слово»

 

В театр скорее приходите,

Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)

 

Мастерство плюс труд, плюс ум-

Сшит сценический …(костюм)

 

Почетна и завидна наша…(роль)

Не может без артистов режиссер.

 

И ветра вой, и детский крик

Озвучивает…(звукорежиссер)

 

И шут, и царь, и гренадер

А всех сыграл один…(актер).

 

Из гипса - арбуз, из картона – топор,

На сцене сложил реквизит… (бутафор)

 

Педагог: Но главная профессия в театре – режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.

Игра "Эмоции". Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.

Ход игры:

Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.

Кузя: Как мне понравилось, я столько узнал о театре. Только мы не сделали самого главного, не нашли моих друзей.

Педагог: Кузя, а кто они, твои друзья, как они выглядят?

Кузя: Они – куклы, которые знают много сказок и любят их показывать детям.

Педагог: Ребята, раз друзья Кузи – куклы, то, в каком театре их можно найти? (В кукольном) Правильно, конечно, в кукольном.

Кузя: Но у меня нет билета, чтобы попасть в кукольный театр.

Педагог: А мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?

Педагог приглашает ребят за столы и предлагает им при помощи шаблонов для  билетов, заготовки для работы, карандашей, клея сделать для Кузи билеты в театр. После выполнения задания, ребята вручают Кузе билеты.

Кузя: Спасибо большое, а зачем мне так много билетов.

Педагог: Кузя, просто мы отправимся вместе с тобой на кукольное представление и поможем тебе не потеряться в огромном мире кукольного театра и найти своих друзей. А теперь мы, ненадолго  расстанемся, чтобы встретиться вновь и отправиться в кукольный театр.