Нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству,
И эта любовь дает человеку
верный ключ к сердцу человека…
К.Д. Ушинский
Будущее страны во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
В нашем обществе в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бес стержневой, безразличной атмосфере.
Но, понимая невозможность использования прежних средств духовного и нравственного воспитания в современных условиях, мы выбрали идеалы вневременные и вне политические, не подверженные идеологии. Таким универсальным идеалом, который может оказаться вне времени и политики является обращение к историческим корням.
Нет людей равнодушных к истории. Любопытство свойственно человеку, а особенно ребенку. Желание обрести себя, понять окружающих, узнать, откуда мы родом.
Понимая, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отечеству начинается именно с любви к малой родине – месту, где родился человек.
Формируя личное отношение у детей к фактам, событиям, которые происходят в нашем родном городе, создавая условия для активного приобщения детей к социальной ответственности, повышая личностную значимость для них того, что происходит вокруг – все это помогает нам решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Мы знакомим дошкольников с историческим, культурным национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Когда ребенок знакомится с родным городом, его достопримечательностями, он учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Также важно учитывать, что в работе с детьми нельзя торопить их, положительно реагировать на все творческие находки детей, поддерживать их интерес к данной теме, и, конечно, учитывать их индивидуальные особенности.
Дошкольникам гораздо легче знакомиться с родным городом эмоционально-практическим путем, т.е. через игру и различные виды деятельности. Именно в игре ребенок смел, раскрепощен, может глубже переживать события и лучше усваивать предметный материал. У ребенка при такой форме обучения работают все каналы восприятия: аудиальный, осязательный, визуальный и моторный.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с историей родного города, должна быть четко выстроенная методика, включающая познавательную деятельность регионального содержания.
Задачами этой методики являются:
- Формирование любви к родному городу и интереса к его истории.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, городу, республике.
- Воспитание чувства гордости за свой город, за людей, которые в нем жили и живут.
- Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура).
- Воспитание ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому.
Каждая тема изучается в процессе различных видов деятельности. Главное условие: быть не только пассивным слушателем, но и активно участвовать во всех видах деятельности.
Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала, потом с помощью вопросов и беседы уточняется представление детей о материале. Каждая тема раскрывается и закрепляется на занятиях изобразительной деятельности.
Занятия по ознакомлению с родным городом проводятся интегрировано, материал распределен по тематическим блокам.
Предметно-окружающая среда в группах создана так, чтобы дать детям возможность наиболее эффективно развить индивидуальные особенности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, развития его нравственной направленности.
Психолого-педагогические исследования показали: детям дошкольного возраста могут быть доступны знания об исторических событиях, фактах, о достопримечательностях, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес.
В процессе работы стало очевидно следующее:
- эмоциональное отношение к событию у детей может возникнуть при условии, если взрослые сами придают ему особое значение.
- ознакомление с темой должно проходить системно на основе принципа усложнения материала.
Тематика занятий может быть использована в зависимости от степени подготовленности детей, их желаний и интересов. Но многое зависит и от подготовленности и увлеченности самого воспитателя.
У каждого народа есть свои не пропадающие ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи, праздники. Приобщать к этим ценностям ребенка нужно как можно раньше.
Детский сад является первым этапом в выполнении программы по изучению истории своего города (Казани). Поэтому мы в доступной для ребенка форме можем развивать любознательность детей на историческом материале.
В связи с этим разработан ряд бесед и мероприятий, который должен обогатить знания детей. Какие же задачи мы поставили перед собой в данном направлении:
образовательная :
- познакомить детей с историей нашего города и края,
- сформировать представления об основных исторических памятниках, местах, традициях;
развивающая :
- развивать интерес к истории;
- формировать желание больше узнавать об истории Казани ;
- развивать коммуникативные навыки;
воспитывающая :
- воспитывать любовь и уважение к своей «большой» и «малой» Родине;
- уважительное отношение к традициям русского и татарского народов;
- бережное отношение к историческому прошлому нашего города;
- воспитывать культуру поведения.
Мы предлагаем следующие формы работы с детьми: занятия, экскурсии, целевые прогулки, театрализованные игры, дидактические игры, беседы, фотографии, иллюстрации, изодеятельность.
Не остается в стороне и работа с родителями. Именно здесь находится самое слабое место в воспитании духовно-нравственной личности. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Мы предлагаем следующие формы работы с родителями: родительские собрания, лекции, открытые занятия, вечера вопросов и ответов, выставки, конкурсы, анкетирование; тестирование, с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации; наглядные виды работ: информационные стенды, папки передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, экскурсии, совместные праздники, спектакли.
В заключение хотим сказать, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает людям о красоте и богатстве своего родного города, села. В этом - выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того какова история родного края, чем знаменита, каковы традиции и культура его народов. А все это делает человека духовно богатым. Он не только будет любить свою родину, но и будет гордиться ей.
Вся наша работа, которая будет продолжаться и в дальнейшем, будет направлена на воспитание духовно-нравственных качеств, патриотических чувств, гордости за свой народ и свой любимый город.
Используемая литература:
- Айдаров С.С., Халиков А.Х., Хасанов М.Х., Алиев И.Н., Амирханов Р. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века. Казань: ТКИ, 2005.
- Антонова Л.И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов // Ребенок в детском саду. 2005. № 1. С. 56–61.
- Захарова Е. О гербе, флаге и гимне // Фен hем мектеп. 2009. №1. С. 39-40.
- Каюм Насыри. Книга о воспитании. Казань: ТКИ, 1992.
- Куземина А. Воспитание через приобщение к истории // Фен hем мектеп. 2008. №10. С. 55-58.
- Мифтахов З.З., Мухамадеева Д.Ш. История Татарстана и Татарского народа. Казань: ТКИ, 1995.
- Синицана К.Р. История Татарстана и татарского народа. Казань, 1995.