Концепт "дитя" ("ребёнок") как составная часть многокомпонентного концепта "семья" (на материале русских пословиц)

Лаврентьева Ирина Андреевна

Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №12", г. Калуга

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лаврентьева И.А. Концепт "дитя" ("ребёнок") как составная часть многокомпонентного концепта "семья" (на материале русских пословиц) // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 27181


 

Аннотация. Среди самого важного поля семейных отношений – является дитя (ребёнок). В русской культуре есть специфические представления о том, каким должен быть ребёнок, значимость детей в системе русских цен­ностей и т.д.  В статье рассмотрены и приведены пословицы, отражающие важность рассмотренного концепта.

Ключевые слова: Концепт, дитя (ребёнок), пословица.

Концептуализация мира, окружающего человека, начинается с наиболее близких человеку понятий. Одним из таких понятий является понятие, связанное с продолжением человеческого рода, — дитя, ребёнок. Отношение народа к детям люди выражали в пословицах и поговорках.

Рассмотрим понятие “концепт”. Концепт – факт образа жизни, общественного сознания, теории, выраженный в языковой форме; единица человеческого знания о мире. Изучением культурных концептов занимается когнитивная лингвистика, этнолингвистика, лингвокультурология [2, с. 111 - 112].

Среди самого важного поля семейных отношений – является дитя (ребёнок). Рассмотрим систему значений существительного «дитя» («ребёнок») в различных словарях русского языка.

По данным «Словаря современного русского литературного языка» в 17-ти томах, «дети» - 1. малолетние; мальчики, девочки, ребята; 2. ближайшие родственники по нисходящей линии: сыновья, дочери. «Дитя» - 1. мальчик или девочка младшего возраста, маленький ребёнок; 2. Малолетние сын или дочь. «Дитё» - в просторечии то же, что и дитя [6, с. 748 - 750]. Автор словаря также дает толкование слова «Ребёнок» - мальчик или девочка в раннем возрасте до отрочества [6, с. 1064 - 1065].

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает схожие толкования слова «дитя» и «ребёнок»: 1. маленький ребёнок (устаревшее). 2. о человеке, обнаруживающем в своём характере черты какой-нибудь среды, какого-нибудь времени [3, с. 260]. «Ребёнок» - мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества [3, с. 1005].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля зафиксировано такое определение слова «дитя»: (дитяти, дите) младенец, ребёнок, малолетний; дитятей называют до 14 или 15 лет, когда детство переходит в отрочество. В. И. Даль также дает толкование слов «дети», «детище». «Дети» - сыновья или дочери; в отношении к родителям, и взрослые. «Детище» - сын или дочь, дитя, малое или взрослое [1, с. 172 - 173]. Таким образом, слово «дитя» не ограничивается семантическими рамками «младенец, маленький ребёнок», а охватывает своим значением возрастной диапазон от рождения до отрочества.

В «Этимологическом словаре русского языка» Г. П. Цыганенко дает такое толкование слова «дитя»: «ребёнок» древнеславянское слово. Современное слово развилось из древнерусского слова дитѧ, дѣтѧ «младенец», «сын, дочь» вследствие изменения ѧ> я.  Древнерусское дѣтѧ восходит к праславянскому dete «дитя», первоначальное «вскормленное грудью», собственно «сосущее грудь», «доящее» [5, с. 109]. Рассмотрим, как автор дает толкование слова «ребёнок»: дитя, мальчик или девочка до отроческого возраста. Древнерусское ребнъкъ образовано с помощью уменьшительного суффикса -ък-ъ от существительного робѧ «дитя». [5, с. 353].

«Этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского дает схожие толкования слова «дитя»: древнерусское дѣтѧ, русское диалектное дитё, старославянский доїѫ «я дою, я кормлю грудью» [7, с. 138].

Слово «дитя» связано с глаголом «доить». Рассмотрим происхождение этого глагола. Обратимся к этимологическому словарю русского языка Н. М. Шанского: древнерусское доити «доить, сосать», старославянское доити «кормить грудью». Вероятно, первоначально представляло собой каузатив типа «поить» [7, с. 155].

По данным «Этимологического словаря русского языка» Г. П. Цыганенко «доить» - «выцеживать молоко из вымени», «сосать», «кормить грудью» [5, с. 111].

Анализируя определения из разных словарей можно сделать вывод, что значение слова «дитя» («ребёнок») развивалось. Дети – сосущие, вскормленные грудью существа. В древнейшие времена во времена В. И. Даля (19 в.) употребляли слово «дитя», а сегодня чаще всего употребляют слово «ребёнок», «дети». Слово «дитя» может употребляться и в переносном значении. Переносное значение слова «дитя» - свидетель важности концепта. Пример тому: дитя своего века, дитя улицы, дитя природы (человек, не тронутый городской культурой). Так говорят о человеке, обнаруживающем в своем характере черты какой-нибудь среды, какого-нибудь времени.

Огромное количество пословиц и поговорок о детях встречаются в комплектах учебников по литературному чтению для начальной школы.  Это является доказательством важности детей для русского сознания, в том числе и языкового.

Пословицы и поговорки вобрали в себя мудрость, накопленную веками; опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждений о самых различных сторонах жизни человека. У каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Приведем примеры пословиц из сборников пословиц:

Дети – благодать Божья. Дитя хиленько, а отцу-матери миленько. За что отец, за то и дети. Изба детьми весела. Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать. Мальчик – утеха отцу, а девочка – матери. Непутевое дитя – горе родителей. Послушному сыну родительский наказ не тягостен. Сын – отцу помощник, дочь – матери помощница [4, с. 35 - 42]. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит. У кого детей много, тот не забыт от бога. У кого детей нет – во грехе живет. Всякому свое дитя милее. Свое дитя и горбато, да мило. У кого детки, у того и заботки. Детки – радость, детки ж горе. Много бывает, а лишних не бывает. Сын – домашний гость, а дочь в люди пойдет. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын. Умный сын - отцу замена, глупый - не помощь. Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай. Работные дети отцу хлебы [8].

Читая (слыша) и анализирую эти пословицы, человек получает представление о том, что рождение ребёнка является большим событием не только для конкретной семьи, но для все­го рода, общества. В русских пословицах дети являются божьим даром, они приносят в семью большое счастье. Но имеется в пословицах и указание на то, что семья без ребёнка неполноценна, а то и грешна. Удачливой в народе считалась та крестьянская семья, в которой было двое детей, и не просто двое, а сын и дочь. Сын – помощник и продолжатель дела отца, а дочь – помощница матери в хозяйстве. Все родители любят своих детей, какими бы они ни были. Пословицы предписывают любить детей, не ограничивать их количества в семье, при этом относиться нужно ко всем одинаково, за детьми надо постоянно смотреть, заниматься их воспитанием. В пословицах забота о детях и воспитание связывается с понятиями «бедки», «горе». Проблемы, связанные с детьми разных возрастов, в народной мудрости дифференцируются. Считается, что чем старше дитя, тем больше проблем он создает родителям. В воспитательном процессе предпочтение отдается личному позитивному примеру, т.к. дети хотят быть на них похожими, считают поступки и действия родителей единственно верными. Методы воспитания детей различны в зависимости от пола, той функции, которую им при­дется выполнять в обществе. В мальчике с детства формируют силу, мужество, выносливость, стойкость, которые необ­ходимы главе семьи и ее защитнику, а в девочке закладывается красота, нежность, мягкость будущей жены и матери. В то же время дочь всегда на виду, ее добродетели и пороки замечают все, в то время как недостатки сына малозаметны.

Таким образом, проведенный анализ позволяет установить значимость детей в системе русских цен­ностей. Дети являются объектом пристального внимания со стороны старших, признаются основой семейного счастья, через них транслируются опыт и традиции народа, а в конечном итоге они являются смыслом человеческого бытия. Дети украшают жизнь, делают ее содержательной и яркой.

Список литературы

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Олма-Пресс, 2004.700 с.
  2. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2014. 415 с.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2014. 1376 с.
  4. Сысоева В. Д. Пословицы и поговорки. М.: Астрель, 2011. 191 с.
  5. Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. Киев: Радянська школа, 1989. 511 с.
  6. Чернышев В. И. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. Т.13. М.: Академия Наук СССР, 1965. 768 с.
  7. Шанский Н. М.  Этимологический словарь русского языка: В 8 т. Т.1 Вып. 5. М.: Московский Университет, 1973. 304 с.
  8. Даль В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/dal/dal76.php