Особенности преподавания фортепиано учащимся отделения эстрадного вокала

Ковалева Анастасия Николаевна

Педагог дополнительного образования по фортепиано, МАОУ Гимназия № 3, г. Великий Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ковалева А.Н. Особенности преподавания фортепиано учащимся отделения эстрадного вокала // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 26712


 

Давно признан тот факт, что любой музыкант должен владеть игрой на фортепиано хотя бы на начальном уровне. Фортепиано - универсальный инструмент во всех смыслах слова. Играя на фортепиано, музыкант может и услышать всю фактуру произведения, и проверить "чистоту" собственного исполнения мелодии, например. Трудно представить, что вокалист, певец может обойтись в своей творческой работе без игры на фортепиано - это и разучивание сольной партии, уточнение аранжировки. Этим обусловлено наличие предмета "Фортепиано" у вокалистов в учебных программах, в каких бы учебных заведениях они не обучались (будь то музыкальная школа, школа искусств, творческий центр и т.д.), в каком бы стиле они не учились петь.

Стоит отметить, что обучая игре на фортепиано учащихся отделения эстрадного вокала, нужно учитывать специфику именно самого эстрадного пения. Чтобы занятия по фортепиано имели для таких учащихся широко направленный эффект ( кроме - просто умею играть на инструменте), нужно учитывать потребности "эстрадников" в игре на фортепиано. Как правило, "эстрадники" разучивают свои песни в формате - мелодия с "цифровкой", часто певцам необходимо подбирать  понравившуюся песню "по слуху" (нет нот, отсутствует информация об авторе, соответственно, не найти ноты печатные/электронные).Учитывая эти моменты, обычную учебную программу по игре на фортепиано, как дополнительному предмету, можно скорректировать в сторону этих аспектов. Далее я постараюсь коротко изложить способы преподавания детям этих умений.

Чтобы дети постепенно учились играть песни с "цифровкой",  для начала нужно дать им теоретические знания - собственно, сама система "цифровки". Т.е. как ноты обозначаются буквами ( A - Ля, H - Си и т.д.), как строятся трезвучия и некоторые другие простые аккорды. Закрепить теоретические знания можно с помощью игры "гармонических цепочек" - последовательностей из нескольких аккордов. Тут можно дать волю фантазии: сделать дидактическую игру с карточками, сочинять свои "цепочки" и записывать их, играть " цепочки" друг друга (один ученик играет сочинения другого, играет "цепочку" предложенную педагогом). Когда чтение и исполнение "цифровки" становится простым и понятным, можно непосредственно переходить к игре песен, записанных в формате мелодия + "цифровка". На 1-ом этапе лучше, если это будут всё-таки несложные и знакомые песни (из мультфильмов, традиционные праздничные). Так, ребёнок быстро разберет мелодию и легче скоординирует ее с  "цифровкой", так как мелодия "на слуху". Далее можно усложнять задачу и брать для игры любые песни, записанные таким образом. Естественно, всегда в работу нужно брать и песни, которые ребенок разучивает на занятиях вокалом. Этот аспект, конечно, предполагает взаимодействие педагога по фортепиано  с педагогами по сольфеджио и вокалу. Ведь представление о "цифровке" ребенок может получить и на уроках сольфеджио, тогда нужно будет лишь закрепить и применить пройденный материал. С педагогом по вокалу уточняется репертуар, уровень его усвоения на уроках вокала.

Что касается развития умения играть " по слуху", без нот, нужно начинать формировать его как можно раньше- чтобы ребенок привыкал играть без нот так же непринужденно, как и по нотам. Умение и небоязнь играть без нот - отличительная черта профессионального музыканта.  В то же время, известно, что развитие этого умения упускается из вида педагогами на начальном этапе обучения, и в дальнейшем очень сложно ученику приучить себя "оторваться" от нот, не бояться играть "по слуху".

Чтобы заинтересовать ученика игрой без нот, нужно продумать "набор" мелодий, которые любой ученик захотел бы научиться играть, и играть именно без нот. Скорее всего, это могут быть популярные мелодии - это могут быть поздравительные песни(" Happy Birthday",например и т.п.), несложные адаптированные темы из фильмов, игр. Наметив такой "набор",  останавливаемся на  самой простой для подбора и в то же время точно знакомой мелодии, чтобы ученик с любым уровнем музыкального слуха мог подобрать ее без особых затруднений. Сначала пробуем подобрать мелодию, а потом уже учимся подбирать и аккомпанемент.

Для  развития умения подбора по слуху полезно и сочинять собственные мелодии. Как правило, дети любят сочинять, они слышат внутренним слухом ту или иную мелодию, и чтобы "перенести" ее на клавиши, нужно ее подобрать - состыковать внутренний слух и пальцы. Для сочинения мелодий лучше использовать задание сочинить песенку. Это может быть сочинение песенок на любимые стишки детей, а также в своей практике я использую для сочинения музыки  карточки из "Ритмического лото" Т. Липневой и Е. Борисовой. Эта игра представляет собой набор из карточек со стишками и карточек с ритмическим рисунком. Задание для ребенка - выложить ритмический рисунок стихотворения. Но мы расширяем задание. Ведь если есть слова, ритм, то и мелодию можно сочинить. Сочинение песенки дети стараются и самостоятельно записать, педагог помогает на первых порах. Для вокалиста это тоже очень нужный навык.

Следует сказать, что два этих важных и интересных аспекта в обучении игре на фортепиано "эстрадников", можно внедрять в ход занятий одновременно, но предпочтительнее и удобнее всё-таки сначала освоить "цифровку" - чтение "цифровки" нужно и при игре по нотам, и без них, и записывать аккомпанемент к своим песенкам тоже можно в виде "цифровки". Хочется также подчеркнуть, что постепенно в зависимости от темпа усвоения материала учеником, можно учиться играть разные виды аккомпанемента, опять же опираясь на "чтение цифровки".