Светлый праздник - День Победы

Толстая Анна Петровна

Воспитатель, МАДОУ "Росинка" детский сад № 9 "Золотой петушок", Новоуральск, Свердловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Толстая А.П. Светлый праздник - День Победы // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 29.03.2024).


Направление: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня. а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка является актуальным вопросом, потому что это основа будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. В данной работе были использованы нетрадиционные методы взаимодействия с ребенком, влияющие на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказывать о Великой отечественной войне, о защитниках родины - ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

Формируя у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне, чувства уважения к славным защитникам нашей Родины.

Мы поставили задачи:

  • формировать у дошкольников положительное отношение к славным защитникам нашей Родины, к их героическим поступкам.
  • познакомить детей с тем, как жители нашей страны сражались на полях Великой Отечественной Войны и трудились в тылу, приближая Победу.
  • дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.
  • воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к Родине.
  • воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.
  • формировать эстетические вкусы детей, создавая условия для вовлечения их в сферу творчества.
  • обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
  • вовлечь родителей к предстоящей беседе с детьми о близких, прошедших ВОВ, сбору информации, оформлению выставок.

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию мы начали с определения содержания материала по образовательным областям. Теоретической основой стали современные образовательные технологии:

  • Н.А. Рыжовой «Мини-музей»;
  • Н.А. Коротковой «Игры с правилами».

 

Образовательные области

Вид деятельности

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

- Виртуальная экскурсия по улицам города, знакомство с памятниками (альбом «Наш город – Новоуральск»).

- Создание мини – музея в группе.

- Создание альбома «День Победы»

Речевое развитие

Коммуникативная

- Чтение художественной литературы, посвященной ВОВ.

- Прослушивание стихов о войне.

- Отгадывание загадок.

- Презентации семейных страничек, экспонатов.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

-  Беседы о войне, о героях войны, об орденах и медалях, военной технике.

- Беседа «Почему так названа великая война».

- Игры.

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная

- Аппликация (изготовление открыток).

- Выставка детских рисунков.

- Изготовление стенгазеты.

Музыкальная

- Музыкальное сопровождение бесед о войне, рассказов, передающее эмоциональное состояние.

- Слушание песен о войне

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Взаимодействие с родителями

- Участие в создании альбома «День Победы».

- Участие в создании мини – музея в группе, посещение мини - музея.

- Оформление семейных страничек.

- Посещение «Вечного огня».

 

Данные мероприятия учитывают специфику дошкольного детства: гибкость, пластичность развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность. Дают возможность использовать данное содержание деятельности, осуществляя поддержку детской инициативы, через уважительное отношение к ребенку, его чувствам и потребностям.

 

Любые мероприятия требуют предварительной работы:

  • чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шёл по улице солдат», Ю. Збанацкий «Щедрый ёжик», С. Вохринцев «О войне», Л. Кассиль, М. Поляновский «Улица младшего сына», И. Туричин «Защитники», Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
  • оформление выставки книг;
  • знакомство с военными профессиями: пехотинцы, танкисты, моряки, лётчики, ракетчики, радисты, пограничники;
  • слушание песен о войне;
  • дидактические игры «Кому что нужно?», сюжетно – ролевые игры;
  • изготовление атрибутов к играм;
  • рассматривание альбомов, иллюстраций;
  • оформление в группе выставки (мини – музея) «Военной техники, формы и атрибутов», с привлечением детей и родителей, презентации своих экспонатов;
  • рассматривание экспонатов выставки;
  • выставка детских рисунков «Пусть всегда будет - солнце, пусть всегда будет - мир…»

Активно привлекали родителей:

  • помощь в сборе информации, материала о Великой Отечественной Войне (книги, стихи, плакаты, награды, военная техника, форма, атрибуты);
  • беседы родителей с детьми о родных (прадедах) участниках в ВОВ, оформление семейных страничек;
  • помощь в создании выставки (мини – музея) к Дню Победы. Посещение выставки;
  • самостоятельный поход родителей с детьми на парад 9 мая.

А также специалистов ДОУ:

  • Проведение совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми «Светлый праздник – День Победы», творческой деятельности «Изготовление открытки ветерану».
  • Подбор и показ иллюстраций, фото, книг о войне.
  • Беседы.
  • Оформление выставок.
  • Оформление альбома «День Победы».
  • Чтение литературы.
  • Организация и проведение дидактических и сюжетно – ролевых игр.

Получили продукты совместной деятельности с детьми:

  • Выставка рисунков детей, открытки для ветеранов, поделки из пластилина.
  • Выпуск стенгазеты «9 Мая – День Победы!».
  • Модели конспектов совместной познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми.
  • Семейные странички для альбома «Они защищали Родину»
  • Выставка (мини – музей), посвященная «Дню Победы».
  • Выставка книг о ВОВ – пополнение библиотеки.

Значимость проделанной работы: возможность использования педагогами дошкольного образовательного учреждения конспектов непрерывной образовательной деятельности для детей 4 - 5 летнего возраста, направленных на нравственно-патриотическое воспитание; практико-ориентированной деятельности педагогов с детьми позволило воспитанникам добиться социально-нормативных ориентиров, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО:

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы о героях ВОВ, о подвигах, которые они совершили. О том, как жители нашей страны сражались на полях Великой Отечественной Войны и трудились в тылу, приближая Победу. О родах войск и военной технике.

• обладает начальными представлениями о социальном мире, в котором он живет, способен сопереживать и адекватно проявлять свои чувства.

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в участии сборе информации о предстоящем празднике, возлагает цветы и венки к обелискам и памятникам, общается с ветеранами, изготавливает им подарки.

Считаем данную работу педагогически целесообразной и актуальной на сегодняшний день. Данные мероприятия позволяют не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, их подвигам, к военной технике, родам войск, но и способствуют формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны. Помогают детям овладеть начальными представлениями о социальном мире, в котором они живут, способности сопереживать и адекватно проявлять свои чувства; овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу по сбору информации о предстоящем празднике и активно участвовать в мероприятиях группы, города, осознанно возлагать цветы к обелискам и памятникам, общаться с ветеранами, изготавливать и дарить им подарки, относиться к ветеранам с уважением.

Перспективой данной работы мы видим системное использование мероприятий, посвящённых данному событию, продолжение сбора материала о том далеком времени и ожизни своих близких в те трудные годы, приобщение ребенка к истории своей семьи, чтобыпамять об исторических событиях и о героях Великой Отечественной войны всегда

оставалась жить в наших сердцах. Планируем продолжать работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями и формировать патриотические у дошкольников. Более активно взаимодействовать с Городским организациями по воспитанию чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, активно участвовать в городских мероприятиях.

Список литературы:

1. ФГОС ДО. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. Москва от 01.01.2014 г.;

2. Рыжова Н.А. «Мини-музей». Пособие для воспитателя.  М.: Линка – Пресс, 2006;

3. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. «Игры с правилами». Пособие для воспитателя. М.: Сфера, 2008;

4. Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006;

5. Кассиль Л. «Твои защитники»;

6. Баруздин С. «Шёл по улице солдат»;

7. Збанацкий Ю. «Щедрый ёжик»;

8. Вохринцев С. «О войне»;

9. Кассиль Л., Поляновский М. «Улица младшего сына»;

10. Туричин И. «Защитники»;

11. Дилакторская Н. «Почему маму прозвали Гришкой».