Фольклорная мастерская. Развитие связной речи детей посредством русского фольклора

Жижакина Наталья Витальевна

Учитель-логопед, МАДОУ "Надежда", г. Ноябрьск ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жижакина Н.В. Фольклорная мастерская. Развитие связной речи детей посредством русского фольклора // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 25.03.2019).


Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу,  организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Русский народ оставил в фольклоре очень ценное культурное достояние. Народное творчество - это неисчерпаемый источник патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Дети  очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с  удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств

Развивая связную речь детей, необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), так как они  легко и с интересом воспринимаются детьми дошкольного возраста и имеют большое значение в воспитании патриотических чувств. В фольклорных произведениях сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

При отборе фольклорного материала педагоги должны максимально учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.

Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует  развитию его духовности- интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

На родной стороне и камешек знаком.

Где сосна взросла, там  она и красна.

Без корня и полынь не растет.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Куда иголка, туда и нитка.

В пустой избе замка не надо.

Руби дерево крепкое, гнилое само упадет.

 В степи простор, в лесу угодье.

Скучно жить Афонюшке на чужой сторонушке.

Артель дружбой крепка.

Артелью хорошо и недруга бить.

Астрахань осетрами, а Сибирь соболями.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Волга всем рекам мать.

Волга – добрая лошадка: все свезет.

Где родился, там и сгодился.

Дом как полная чаша.

Дома – как хочу, а в людях – как велят.

Дома ешь, что хочешь, а в гостях что дадут.

Дома стены помогают.

Домашний теленок лучше заморской коровы.

Ехал в Казань, заехал в Рязань.

Изба крепка запором, а двор забором.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Как не хорошо в гостях, а дома лучше.

Матушка  Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная.

Москва веками строилась.

Москва слезам не верит, ей дело подавай.

Москва – царство, а наша деревня – рай.

Придет солнышко и к нам во двор.

С родной земли – умри, не сходи.

Чужого не надо, своего не отдам.

Яблочко от яблони не далеко падает.

Не скучай работой, а скучай заботой.

Труд человека кормит.

Тяжело против воды плыть.

Терпение труд все перетруд.

Ремесло пить – есть не просит, а само кормит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Не работа сушит, а забота.

О том кукушка и кукует, что гнезда у ней нет.

Не море топит, а ветры.

Умей и взять, умей и дать.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

По платью встречают, по уму провожают.

И сила уму уступает.

У умной головы сто рук.

Каков разум, таковы и речи.

Знай больше, а говори меньше.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Из окна всего света не оглянешь.

Ученый водит, а не ученый следом ходит.

Доброе братство лучше богатства.

Дружно – не грузно, а врось – хоть брось.

Дружба дороже денег.

Дружба дружбой, а служба службой.

Была бы охота, работа найдется.

Все за одного – один за всех.

Всякая дорога вдвоем веселей.

 

ЗАГАДКИ 

Один  льет, другой пьет, третий растет.         

(Дождь, земля, хлеб)

Не море, а волнуется.        (Нива)

                                   

Лежит мужичок в золотом кафтане;

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так не встанет.     (Сноп)

 

Как на поле, на кургане

Стоит курочка с серьгами.      (Овес)

 

Как солнышко взойдет –

В поле идет,

Стряхнет, запихнет,

А сам песенки поет.     (Пахарь)

 

В землю бросаем, не жалеем,

На тот год разбогатеем.       (Посев пшеницы)

 

В поле тычинки –

Золотые вершинки.     (Рожь)

 

Мал – малышок

В землю зашел,

Себе шапку нашел,

Из земли вырастал –

Весь мир одевал.    (Лен)

 

Сам  дубовый,

Пояс вязовый,

Нос липовый.   (Бочка)

 

Сам не берет

И воробьям не дает.    (Пуголо)

Стоит копытце

Полно водицы.    (Колодец)

 

Живет от ветра, сама не ест,

А весь мир кормит. (Мельница)

 

Висит калач

Укусить нельзя

И пройти нельзя    (Замок)

 

Сидит Хан на палатях,

На нем синенький халатик.   (Дым в избе)

 

Стоит в углу Матрена

Здорова, ядрена,

Пасть открывает,

Что даю, глотает .    (Печь)

 

Жил Кирилл,

Много людей кормил,

А разбился,

Под плетнем очутился.   (Горшок)

 

В лесу вырубается,

В амбаре склоняется,

Возле коней кочует,

А в руках танцует.   (Сито или решето)

 

Два котика,

Четыре хвостика .   (  Лапти)        

 

На дворе кланяется,

А домой придет-

Под  лавкой растянется.  (Топор)

 

Всех кормит с охотой,

А сама безротая.  (Ложка)

 

Не живой, а дышит.  (Квашня)

 

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по двору пляшет.    (Метла)

 

Маленький  Ерофейка,

Подпоясан коротенько,

По полу скок – скок

По лавкам скок – скок

И сел в уголок.       (Веник)

 

Белая белянка

Согнута в дугу,

Летом на лугу,

Зимой на крюку.     (Коса)

 

ПЕСТУШКИ и ПОТЕШКИ

Тени холсты, потягивай!                                              Разводя медленно ручки  малыша,                            

В коробочку накладывай!                                            Изображают перетягивание холста.

Это маме холст,

Это тяти холст,

А Вовочкин холст,

Вот этот холст –

С мышиный хвост

 

Ай тата, тат                                                                   Исполняя потешку, ручки ребенка

Пожалуйте решета –                                                    двигают к себе и от себя.

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки –

Затеем оладушки,

Испечем блинка –

Покормить сынка!

 

Тушки – тутушки                                                        Подбрасывая малыша на руках или     

С творогом ватрушки.                                                высоко поднимая. 

Пшеничный пирожок

На опарушке мешен,

Высоконько взошел

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

 

Тушки – тутушки,                                                      Малыша ставят на носок ноги и             

На столе преснушки.                                                 покачивают.  

На столе преснушки,

А в печи ватрушки.

Преснушки, ватрушки –

Нашему Андрюшке.

 

Ай туки, туки, туки,                                                  Выстукивают по столу в такт песни       

Застучали молотки.                                                   ударами локтей и суставами согнутых 

Застучали молотки,                                                    пальцев.

Заиграли в локотки:

Тук – ток, тук – ток,

Скоро Петеньки годок.

 

Шла баба из – за морья,                                           Приговаривают при купании ребенка.

Несла кузов здоровья.

Таму – сему помалельку,

А Ванюшке весь кузавок!

 

ПРИБАУТКИ

Ай, чучу, чучу, чучу

Я горошек молочу.

Я горошек молочу

И другой посажу – И на своем наточку,

На пригорочке.

 

Ай, дуду, дуду, дуду

Сидит котик на дубу.

Сидит котик на дубу,

И играет во трубу,

Во серебрянную,

Разрисованную.

Уж ты, котик, поиграй,

Наших деток забавляй.

 

А лады, лады, лады

Поехали на зады.

Продали морковку,

Купили коровку.

А коровка с кошку,

Доит понемножку!

 

Тень – тень – потетень,

Выше города плетень.

Под плетнем мальчик

Обжег пальчик,

Побежал на базар,

Всему миру рассказал.

Оглянулся назад,

Три копеечки лежат.

Три копеечки поднял,

Молодичке отдал.

Молодичка – молода,

Калачей напекла.

Калачи горячи,

Под окошко мечи.

Приехали торгачи,

Подобрали калачи.

Ударили в доску,

Приехали в Москву.

Искали гребенку,

Чесали Матренку.

 

СКОРОГОВОРКИ

У перепела и перепелки  пять перепелят.

Боронила барона по боронованному полю.

Вставай Архип, петух охрип.

У Перши в верше два ерша.

У воза овца, на возу пуд овса.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Курочка черна – пестра, уточка с носка плоска.

У копны копна с подприкопеночком.

На горе, на пригорке Егорка в ярмолке.

Колотил Клим клин, колотил да не выколотил.

На полице в коробице полкоровая и полоница.

Не прибирает Домна дом, а у Домны дом  вверх дном.

Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленнывовал.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Проросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

Есть Кирилл присел, да кисел кисель.

Скирды скирдовали, заподскирдовывали, да не заскирдовали.

В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал. Да не продолбил и не выдолбил.

Бредут бобры сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.

Под горой бугор, на бугре Егор, у Егора кол, на колу колокол.

Евсей, Евсей, муку посей, а посеешь муку испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

У ворот трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

Говорил Терентий про торги, да про покупки, а Терентьиха про крупу, да про подкрупки.

Мечи из печи калачи горячи. Калачи горячие – кушают подьячие.