Актуальность темы. Целевые ориентиры ФГОС направлены на развивающие функции образования, обеспечивающие становление личности ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей. В содержательном разделе образовательной программы ДОУ выделена образовательная область «Познавательное развитие», в которой представлено сенсорное развитие, направленное на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов, на их интеллектуальное развитие.
Под сенсорным воспитанием понимается развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положения в пространстве, запахе, вкусе, и т.д.).
Познание ребенка окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Как считают Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др. на третьем году жизни хорошо знакомые ребенку предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых объектов (например, треугольные объекты с крышей). Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает конкретный предмет. Г.А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в раннем детстве: складывается новый тип внешних ориентировочных действий, происходит примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам. А. В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.
Ведущая цель, выдвигаемая ФГОС, – это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Ранний возраст – период интенсивного развития речи, сенсорики, движений, социального опыта, который ребёнок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде. Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого и ребёнка предусматривают большие возможности общения на равных, позволяют малышу самостоятельно действовать привлекшими его внимание игровыми материалами.
Реализацию деятельностного подхода по обогащению сенсорного опыта детей 1 младшей группы решила вести в двух направлениях:
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность ребёнка и взрослого на условиях партнёрства.
Самостоятельная игра ребёнка третьего года жизни во многом зависит от того, как организована развивающая предметно-пространственная среда. Совместная деятельность ребёнка и взрослого позволяют освоить новые способы деятельности с новыми предметами. Ребёнок начинает различать величину, форму, цвет предметов посредством зрения, мышечного чувства, осязания.
Проблема: работая в группах младшего дошкольного возраста, я заметила, что дети данного возраста не умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине, поэтому я решила работать в этом направлении с 1-ой младшей группы.
Цель: формирование у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через развивающую предметно-пространственную среду группы.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по обогащению сенсорного опыта детей.
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую развитию у детей умения различать цвет, величину, форму предметов, ориентируясь на соотношение предметов.
3. Подобрать игровые ситуации, направленные на приобретение сенсорного опыта детей в условиях предметно-пространственной среды в группы.
4. Разработать технологические карты занятий по обогащению сенсорного опыта детей.
Новизна: развивающая предметно- пространственная среда создаётся с учётом принципов ФГОС:
- возрастной адекватности;
- вариативности;
- полифункциональности;
- доступности;
- трансформируемости.
Ожидаемые результаты:
1. Повышена педагогическая компетентность по теме работы.
2. Создана в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой дети будут:
- соотносить геометрические фигуры с сенсорными эталонами (круг, треугольник, квадрат);
- соотносить основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
- различать предметы по величине и выполнять простейшие действия с ними.
3. Разработаны технологические карты НОД с использованием игровых ситуаций, направленных на приобретение сенсорного опыта детей.
Реализация проекта:
1 этап (теоретический, сентябрь 2015 г.) - ознакомление с теоретическим аспектом по теме исследования.
Изучение психолого-педагогической литературы: Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Г.А. Урунтаева, А.В. Запорожец и др. Проведение диагностики.
2 этап (практический, октября 2015 – апрель 2016 г.) - практическая деятельность, направленная на реализацию задач.
3 этап (диагностический, май 2016г.) – подведение итогов деятельности.
Проведение диагностики, используя дидактические игры: «Подбери пару», «Собери бусы», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «На что похоже», «Разложи правильно» и т.д. Анализ выполнения задач.
Продукт проекта: методические разработки, игры по сенсорному воспитанию детей.
Список литературы:
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка». М.: Просвещение, 1988.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1993.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».