Особенности организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях логопункта

Платонова Ольга Николаевна
Аринушкина Алефтина Алексеевна
Сёмочкина Марина Анатольевна

Воспитатель, воспитатель, воспитатель, ГБОУ ООШ № 21 СП "Детский сад" Дружная семейка",  г. Новокуйбышевск, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Платонова О.Н.,  Аринушкина А.А., Сёмочкина М.А. Особенности организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях логопункта // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 29.03.2024).


В настоящее время возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений, как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

На базе нашего детского сада организована логопедическая помощь в формате логопункта детям старшего дошкольного возраста  на основании заключения комиссии ПМПК: ОНР II-III уровня (разной степени сложности), ЗПР, дизартрия, фонетико-фонематическим нарушением, фонетическим недоразвитием речи, дислалия. Таким образом, на логопункте одновременно занимаются дети с различными нарушениями речи. Преимущество для занятий на логопункте отдается детям с 5 до 7 лет.

В соответствии с положением работа на логопункте начинается с обследования воспитанников с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. На основе результатов ПМПК определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

Занятия с каждым ребенком продолжаются от 3-х до 9 месяцев. Исключения составляют дети с тяжелыми формами речевой патологии. Занятия с ними проводятся в течение 1 года – 2-х лет. Таким образом, за учебный год логопедическую помощь получают более 50 воспитанников.

Основной целью коррекционной работы с детьми с ОВЗ, является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации и обучения.

Коррекция речевого развития осложнена тем, что дети наряду с речевыми нарушениями имеют такие заключения, как: гидроцефалия, последствия перинатальной патологии ЦНС, синдром дефицита внимания, внутричерепная гипертензия, что предполагает более длительный период коррекционной работы,  активное участие в коррекционном процессе родителей и педагогов ОУ, систематическое наблюдение у невролога. Соблюдение данных условий позволит получить положительные результаты с еще более высокими показателями.

В нашей практической деятельности сложилась определенная система работы в этом направлении.

Работа  учителей-логопедов   представляет собой систему взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса, готовыми активно действовать в направлении совершенствования коррекционного обучения. Значимую роль в коррекционном  процессе  кроме учителей-логопедов отводится воспитателю, педагогу-психологу и врачу-неврологу, который своевременно направляет детей на диагностику, консультирует и  дает рекомендации.

С целью оптимизации коррекционного процесса учителями-логопедами используется  как традиционные методики С.П. Цукановой, Е.М. Косиновой, А.И. Богомоловой, Т.А. Ткаченко, О.С. Гомзяк, В.А. Ковшикова, Н.В. Нищевой, так и здоровьесберегающие технологиии, (биоэнергопластика; кинезиологические упражнения; элементы Арт-терапии: песочная терапия, музыкотерапия, психогимнастика, логоритмика), позволяющие детям с неврологическими нарушениями снять напряжение, активизировать психические процессы (внимание, память, мышление), увеличить работоспособность и установить положительный эмоциональный настрой.

С целью повышения коммуникативных навыков  у дошкольников активно используются техники «Речевой Су-Джок», мнемотехника, занятия проводятся в виде игры с использованием интерактивных технологий.  Основными достоинствами  их являются: доступность, эффективность, индивидуализация процесса обучения, вариативность, эстетическая привлекательность, универсальность, легкое внедрение в образовательный процесс и режимные моменты. В логопедической практике для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа и синтеза эффективно используются презентации и компьютерные  игры.

Педагогом-психологом проводятся коррекционные занятия, направленные на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы дошкольников. Занятия проводятся с детьми по подгруппам по 30 минут 1 раз в неделю.

Воспитатели организуют работу по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми планируются во второй половине дня после дневного сна. Уделяется большое значение развитию мелкой моторики. Особое место занимает организация подвижных игр направленных на развитие слухового внимания и памяти. Дети данной категории соматически ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются. Задача воспитателя создать эмоциональный настрой детей на выполнение сложных для них заданий и увеличить работоспособность.

Контроль - важнейшая функция управления в ДОО. Мы используем три распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.

Контроль положительно влияет на педагогический процесс, благоприятно сказывается на организации всей деятельности учителя-логопеда, повышает его ответственность за уровень образования, коррекцию и воспитание детей, способствует заинтересованности учителя-логопеда в повышении профессионального мастерства.

Алгоритмы контроля для различных видов деятельности учителя-логопеда по направлениям:

  • организация логопедического кабинета;
  • ведение обязательной документации;
  • коррекционная работа с детьми:
    • фронтальная,
    • индивидуальная;
  • работа с воспитателями;
  • работа с родителями.

 

Кроме того на логопункте изменяется характер контроля. Вводится самоконтроль, самооценка и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами, а именно: контроль со стороны врача и медицинской сестры - за здоровьем и физическим развитием детей; учителя-логопеда и воспитателя - за результатами коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, педагога-психолога - за психическим развитием детей. Владение всеми специалистами технологиями анализа и самоанализа педагогической деятельности позволяет более активно включаться в педагогический процесс, обеспечить каждому ребенку его индивидуальный образовательный маршрут на основе учета его возможностей.

Работа в режиме самоконтроля - это особая форма доверия коллектива наиболее достойному педагогу, постоянно демонстрирующему высокий уровень работы (однако обязательно предусматривается отчет работника, изучается документация).

С помощью контроля  выявляются не только недостатки, но и обнаруживается то новое, интересное, что дает высокие результаты. Подводя итоги контроля, отмечается  положительное, и даются  конкретные рекомендации по устранению недоработок.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей с нарушениями речи, имеется обширный практический материал и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

 

Список литературы:

  1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно–педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: Сфера, 2007.
  2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. М.: Линка – Пресс, 2008.
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.