Цели: Ввести понятие периметр Закрепить знания о величинах и их измерении, научить измерять длины сторон многоугольников и вычислять их периметры, отрабатывать навыки счёта в пределах 9 и решение текстовых задач, развивать речь, память, внимание, воспитывать культуру общения.
Оборудование: учебник математика 1 класс, часть 3 (авт. Л.Г. Петерсон), мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами в новом классе, присутствуют гости. Мы говорим им «Здравствуйте!»
На уроке у нас ещё будут гости. (Заставка)
Актуализация опорных знаний.
Вы все догадались, сегодня у нас будут персонажи одного из любимого вами мультфильма «Лунтик» Пришёл он к нам за помощью. Лунтик услышал, как дядя Шнюк сказал, что ему не мешало бы вставить свои картины в рамки и развесить у себя дома. Лунтик решил сделать сюрприз Шнюку. Но когда Лунтик попросил сделать рамку дядю Корнея, то тот сказал, что сделает её, но ему для этого нужен периметр, а что это такое Лунтик не знает. Мы должны помочь ему достать этот периметр для дяди Корнея.
-Вы согласны?
Прежде чем отправиться в путешествие надо выяснить, хорошо ли мы к нему подготовлены.
Задание №1.
У.- Сколько гусениц в мультфильме?
У.- Сколько лапок у Клавы?
У.- Сколько лапок у Кузи? (Относится к насекомым)
У.- Сколько ног у Шнюка? (Относится к паукообразным)
Д.- Получился ряд 2 4 6 8
У. - Что можете сказать.
Д.(натуральный ряд чётных чисел)
У.- Какое число самое большое?
У -Назовите самое маленькое число.
У- Какую закономерность увидели?
Д.- (Каждое последующее число больше предыдущего на 2)
У. - Продолжите ряд на 3 числа. (2 4 6 8 10 12 14)
У. - Назовите соседей каждого числа.
Д .- 1 3 5 7 9 11 13 15.
У- Изменилась закономерность?
Д- Нет. (Каждое последующее число больше предыдущего на 2)
У.- Что это за числа? (натуральные нечётные)
У.- Можем объединить эти числа в один ряд?
Д- Да. Поставим каждое число на своё место. (демонстрация)
У.- Изменилась теперь закономерность?
Д.- Да. (Каждое последующее число больше предыдущего на 1)
У- Молодцы ребята! Лунтик убедился, что вы хорошо уяснили порядок чисел и их место на числовом луче.
А теперь проверим вашу смекалку. Она просто необходима в нашем путешествии.
Как найти число в средней клетке?
5 4 1 9 6 3 7 П 2
В ходе наблюдения выясняют, что третье число в каждой группе – это результат вычитания – 5-4=1 , 9 -6= 3. Значит, вторая цифра в третьей группе – 5, так как 7 – 5 = 2
Устный счёт.
У. - Вам известно, что у Лунтика много друзей. Имя одного из них зашифровано. Вам нужно узнать его решив правильно примеры. Ответы показываем на числовых ромашках.
П – 4 = 3 (о) П +3 = 7 (л) П -3 = 5 (к) П + 7 = 9 (ч) 7 – П = 6 (п) 2 + П = 7 (ё) П – 4 = 2 (н) П + 9 =12 (е)
У.Молодцы! А теперь составьте слово!
У.- Имя кого из друзей вы прочитали?
Постановка проблемы. Открытие нового.
Измерение сторон многоугольника.
Лунтик и пчелёнок решили позвать своего друга. А чтобы он быстро появился, друзьям нужна ваша помощь (стр. 4 №1).(демонстрация ан экране)
У.- Рассмотрите модель фигуры на экране.
У.- Что можете сказать?
(Замкнутая ломаная линия, геометрическая фигура, многоугольник, четырёхугольник)чему равна каждая.
У. – Рассмотрите стороны многоугольника. Что можете сказать?
Д. –Стороны многоугольника – это звенья замкнутой ломаной линии, звено – отрезок.
У - Какое задание по вашему предположению надо выполнить?
Д - Измерить стороны и записать, чему равна каждая.
(1 4 5 3)
У. – А если замкнутую превратить в незамкнутую, что можно заметить?
Учитель демонстрирует модель данного четырёхугольника с подвижно скрепленными отрезками.
У. -Можно ли узнать, чему равна длина отрезка АГ?
Д - Нужно сложить длины его частей.
У -Чему равна длина большого отрезка?
Расставим результаты измерения в порядке возрастания. Что за слово получилось?
1 3 4 5 |
|
К у з я |
Физминутка.
Вам известно, что друзья любят играть и сейчас они предложили нам поиграть и отдохнуть.
Говорят, что лицо – это зеркало нашего настроения. Будем выбирать себе настроение и выражать его на лице мимикой. Закройте лицо руками. Послушайте, о каком настроении я буду говорить. Откройте лицо и покажите, как вы выражаете его.
Кузя весёлый, Лунтик грустный, Пчелёнок сердится, Лунтик ликует, Кузя мечтает, Пчелёнок доволен собой, Кузе пришла идея, Лунтик счастлив.
У.- С каким выражением лица мы отправимся дальше?
У.- Я вижу, вы не боитесь трудностей, на ваших лицах – уверенность и хорошее настроение. Мне это приятно. Продолжим наше путешествие!
Знакомство с понятиями: длина и ширина, периметр.
Лунтик и Пчелёнок, и Кузя любят делать подарки близким людям и не ищут для этого повода, а делают это просто так. Сейчас они решили сделать подарок Миле, Клаве и бабе Капе. Клаве они решили подарить ленточку (прямоугольник), бабе Капе косыночку (треугольник), а Миле платочек (квадрат). Но они не могут обойтись без нашей помощи. Чтобы они смогли взять эти предметы им надо назвать их геометрическую форму, доказать правильность и найти сумму длин сторон каждого предмета.
У.- Помните, как это сделать? (сложить сумму длин сторон)
У. Самое главное не ошибиться в вычислениях, и чтобы эти геометрические предметы стали теми вещами о которых мы договорились, надо сказать волшебные слова «Периметр равен и назвать полученную сумму. Будьте очень внимательны!
Устно выполняют коллективно, а письменную часть работы в карточках самостоятельно. На столе у каждого карточка,( как в учебнике на стр.4, №4.), проверка на экране. От каждого добиться слова периметр.
Первоначальное закрепление
Кузя. - Я так быстро здесь оказался, что не успел отнести дяде Шнюку вот эти планки. Их для него передал дядя Корней, ещё он говорил о том, что ты, Лунтик, заказал ему рамку, и он просил поторопить тебя. Ты должен принести ему периметр. А что это?
У. – А мы уже слышали это слово и оно необыкновенное.
У. – Какое это слово, ребята? (волшебное)
У. - Что оно обозначает? (сумма длин сторон)
Лунтик. – Посмотрите, что у меня получилось! А можно и так!.(показ)
У. -Что это, ребята? (ломанная незамкнутая)
У. - Зачем Шнюку ломанная? Нет! Здесь что-то другое. Ребята нам надо решить эту проблему. Поможем друзьям! Что сделать нужно?
Д.- Замкнуть ломанную.
У. -Какая фигура получилась?
У.- Как называются стороны. (Длина и ширина)
У. - Как Шнюк может это использовать? (Вставить картину)
У. -А можно из них построить квадрат? Почему? А при каком условии сможем построить квадрат? (планки одинакового размера)
Повторение и закрепление пройденного.
Ребята, посмотрите кто это там? Чем огорчён Муравьишка?
- Строим срочно мостик через ручеёк.
Ширина ручейка 8 сантиметров. Достаточно ли будет планок с нашей рамки, чтобы перебраться?
-Почему? (сумма длин сторон = 8 см)
Муравьишка благополучно перешёл через ручеёк и Лунтик с друзьями тоже. Но когда они собирали планки обратно, одну планку унесло течением
- А можем снова сделать рамку из наших планок? (дети объясняют)
- А какой формы будет фигура? * Можете определить её периметр?
Показ работы на чертеже. Сначала прямоугольник длина 3 см, ширина 1см. Вытягиваем в один большой отрезок. Считаем длину. Потом одна планка удаляется, остается три планки. Из них строим треугольник, находим его периметр.
На доске решение: 8 – 3 – 3 – 1 = 1 см Планку этого размера унесло течение.
Находим сумму длин сторон треугольника. Треугольник – это замкнутая ломаная линия. Эту ломаную можно развернуть, и получиться схема, похожая на схему прямоугольника, только состоять она будет из трёх отрезков: 3 см + 3 см + 1 см = 7 см
У. А по другому могли узнать сумму длин треугольника7 (Да. Было 8 см одну планку длинной 1 см унесло течением, осталось 7 см.
- А как узнать какую планку унесло течение? (надо из целого забрать известные части)
-8 – 3 -1 -1 =3 или 8 – 5 = 3 (см)
- А что за такое волшебное слово периметр?
Этимология слова. Периметр – это слово пришло к нам из греческого языка (р –измеряю вокруг), длина замкнутого контура.
. Например сумма длин сторон прямоугольника, или квадрата, или треугольника.
У. – Оказывается, что дядя Корней просил Лунтика дать ему размеры картины, которую он вставит в рамку!
У. - А теперь скажите, периметр – это целое число, или часть? Почему? (сумма – целое)
Физминутка. Сова.
Ночь – глаза раскрыть, летим и вставляем знак действия в пример. Два столбика, две команды.
День – глаза закрыть, стоим
Примеры:
4 * 3 = 7 8 * 4 = 4
5 * 2 = 7 6 * 5 = 1
9 * 3 = 6 7 * 2 = 9
5 * 0 = 5 0 * 3 = 3
6 * 6 = 0 7 * 7 = 0
9 * 4 = 5 3 * 5 = 8
9. Сравнение единиц длин с. 5 №6.(на доске ) Пока дядя Корней готовит новую планку, мы с вами должны выполнить новое задание, ведь мы тоже должны ему помочь, раз оторвали от дела. А как по вашему, что делал дядя Корней?
- Сравнивал именованные единицы и выражения с ними.
- Прежде, чем выполнить это задание, о чём надо помнить? (Выполнять действия возможно только с одинаковыми единицами измерения. Поэтому сначала нужно убедиться, что числовые выражения записаны в одинаковых единицах измерения)
Работа у доски и в тетрадях – учебниках параллельно.
3 см П 9 см 5 см + 2 см П 2 см + 5 см
5 см П 2 см 6 см – 3см П 6см + 1 см
6 см П 7 см 7 см – 4 см П 5 см – 4 см
10. Наконец друзья пришли к Шнюку. Но Шнюк был очень озадачен тем, что не мог решить задачу для первого класса, и его ничто не радовало. Надо помочь дяде Шнюку!
Составим и решим обратную задачу.
Итог.
Шнюк был очень доволен. Он сразу вставил свою картину в рамку, а друзья рассказали ему о своих приключениях.
У. – Довольны ли вы результатом своей работы?
У.-- Какие открытия они вместе с нами сделали?
У.-- Что нового узнали?
У. Поможем дяде Шнюку сделать рамки для других картин?