Значение детского фольклора в воспитании младших школьников

Егорова Галина Васильевна

Учитель, КГБОУ "Мотыгинская школа - интернат", Красноярский край п. Мотыгино

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Егорова Г.В. Значение детского фольклора в воспитании младших школьников // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 26.04.2024).


Данную статью я решила посвятить  забытой, но очень интересной  теме: "Детский фольклор как основа для воспитания детей с использованием народных традиций и обычаев".

В настоящее время не так уж часто рассказывают учащимся  о веселой народной школе, о жанрах народной культуры. И это несправедливо!  Ведь проведение внеклассных уроков чтения, различных классных часов, тематических уроков вызывает у ребят желание изучать  историю своего народа, его культуру, быт, традиции. Если разобраться, то первое знакомство малышей с фольклором начинается с колыбельных песенок мамы. Именно через мамину речь ребенок  воспринимает такой незнакомый внешний мир. Из поколения в поколение народ  передает  шутливые  потешки и прибаутки. Ну кто не вспомнит такие бабушкины потешки: "Кую-кую ножку, пойду у дорожку, дорожка кривая, кобылка слепая, бух в речку". А какая мамочка не приговаривала своему чаду:
-Сорока-сорока, где была?
-Далеко. Кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала. А ты мал, круп не брал, воду не носил, печку не топил, вот и не получишь!

Малыши растут и на смену колыбельным приходят  пестушки с потешками. В шутливой игровой форме они знакомят детей с окружающим миром. Учат наблюдать, замечать некоторые особенности. Например, такая пестушка:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.

Проговаривая пестушку, взрослый жестом направляет ребенка, призывает его к движению. Спустя некоторое время, ребенок самостоятельно выполняет команды.

 Пестушки перерастают в потешки, которые приучают детей к трудолюбию. Например, вот такая потешка:
Тра-та-та, тра-та-то,
Положите решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте,
С гречневой кашей
Пироги для Маши!

Постепенно в обиход ребенка входят прибаутки и небылицы. С возрастом дети уже сами сочиняют разные дразнилки и считалки.  Использование считалок делает игру более веселой и забавной. Рассказывая детям небылицы, взрослые учат их различать действительность и фантазию, развивают воображение. Например, такая вот небылица:
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась
И яичко разбилось,
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась,
Ох куда-куда-кудак,
Не бывало у нас так!

Такая веселая народная школа помогает воспитывать и развивать детей с раннего возраста. Для развития кругозора и любознательности школьников, привития интереса к фольклору  нужно проводить классные часы, внеклассные уроки в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий. К подготовке таких занятий привлекайте самих детей, библиотекарей, родителей, бабушек, дедушек.  Для точности восприятия происходящего используйте  народные  костюмы. Какой будет восторг у всех гостей, если класс превратится в русскую избу или ярморочную площадь! Каждый почувствует себя активным участником происходящего. Пусть  ребята делятся своими впечатлениями, чувством радости, шаловливости, гордости за свой народ.
Проводите ка можно чаще классные часы с использованием детского фольклора и радуйтесь вместе с детьми!

 

Список литературы: «Начальная школа», 1997