Данную статью я решила посвятить забытой, но очень интересной теме: "Детский фольклор как основа для воспитания детей с использованием народных традиций и обычаев".
В настоящее время не так уж часто рассказывают учащимся о веселой народной школе, о жанрах народной культуры. И это несправедливо! Ведь проведение внеклассных уроков чтения, различных классных часов, тематических уроков вызывает у ребят желание изучать историю своего народа, его культуру, быт, традиции. Если разобраться, то первое знакомство малышей с фольклором начинается с колыбельных песенок мамы. Именно через мамину речь ребенок воспринимает такой незнакомый внешний мир. Из поколения в поколение народ передает шутливые потешки и прибаутки. Ну кто не вспомнит такие бабушкины потешки: "Кую-кую ножку, пойду у дорожку, дорожка кривая, кобылка слепая, бух в речку". А какая мамочка не приговаривала своему чаду:
-Сорока-сорока, где была?
-Далеко. Кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала. А ты мал, круп не брал, воду не носил, печку не топил, вот и не получишь!
Малыши растут и на смену колыбельным приходят пестушки с потешками. В шутливой игровой форме они знакомят детей с окружающим миром. Учат наблюдать, замечать некоторые особенности. Например, такая пестушка:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Проговаривая пестушку, взрослый жестом направляет ребенка, призывает его к движению. Спустя некоторое время, ребенок самостоятельно выполняет команды.
Пестушки перерастают в потешки, которые приучают детей к трудолюбию. Например, вот такая потешка:
Тра-та-та, тра-та-то,
Положите решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте,
С гречневой кашей
Пироги для Маши!
Постепенно в обиход ребенка входят прибаутки и небылицы. С возрастом дети уже сами сочиняют разные дразнилки и считалки. Использование считалок делает игру более веселой и забавной. Рассказывая детям небылицы, взрослые учат их различать действительность и фантазию, развивают воображение. Например, такая вот небылица:
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась
И яичко разбилось,
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась,
Ох куда-куда-кудак,
Не бывало у нас так!
Такая веселая народная школа помогает воспитывать и развивать детей с раннего возраста. Для развития кругозора и любознательности школьников, привития интереса к фольклору нужно проводить классные часы, внеклассные уроки в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий. К подготовке таких занятий привлекайте самих детей, библиотекарей, родителей, бабушек, дедушек. Для точности восприятия происходящего используйте народные костюмы. Какой будет восторг у всех гостей, если класс превратится в русскую избу или ярморочную площадь! Каждый почувствует себя активным участником происходящего. Пусть ребята делятся своими впечатлениями, чувством радости, шаловливости, гордости за свой народ.
Проводите ка можно чаще классные часы с использованием детского фольклора и радуйтесь вместе с детьми!
Список литературы: «Начальная школа», 1997