Природа и музыка

Саитгалина Вера Михайловна

Музыкальный руководитель, МАДОУ ДС № 16 "Снежинка", Радужный ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Саитгалина В.М. Природа и музыка // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 25.03.2019).


 Конспект НОД с применением музыкально-дидактических игр в группе общеразвивающей направленности от 5-ти лет до 6-ти лет по теме: «Природа и музыка»

Цель: способствовать общему развитию  детей средствами слушания-восприятия, музыкального движения и пения.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить  детей с  музыкальным произведением А. Вивальди «Весна» 1 ч.

- углублять представления детей о творчестве А. Вивальди, П.И.Чайковского, о темпе, ладе, тембре, динамике как важных средствах изобразительной способности музыки; 

Развивающие:

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера;

- развивать у детей музыкальный слух;

- стимулировать творческие проявления детей; побуждая детей сочинять собственную мелодию на предложенный текст.

- развивать  умение ритмично, выразительно, в соответствии со сменой фрагментов музыки выполнять танцевальные шаги:  шаг с притопом, «припадание», переменный шаг, поскоки; продолжать учить детей выполнять шаг польки;

- упражнять детей в ориентировке в пространстве музыкального зала, умении начинать и заканчивать игру с началом и окончанием музыки.

Воспитательные:

- воспитывать внимание, выдержку, уважение к мнению товарища;

- воспитывать музыкальную культуру через восприятие музыкальных произведений

Музыкальный материал: игровое упражнение-разминка «На лесной лужайке» муз. М. Протасова: «У калитки» -  простой танцевальный шаг, «Солнечное утро» - «топающий» шаг, «Лесная прогулка» - шаг с притопом, «Побегунчики» - поскоки.

Танец: хоровод «Во саду ли, в огороде» - русская народная песня.

Слушание: А. Вивальди. Концерт «Весна» 1 ч; П.И.Чайковский «Сладкая грёза»

Распевка: игровое упражнение «Весенние голоса», «Жавороночек – дуда» - рус. нар. закличка.

Пение: украинская народная песня «Веснянка».

Подвижная игра: игра, придуманная детьми.

Методические пособия: портрет А. Вивальди, дидактическое пособие «Музыкальные краски» - темп, регистр, лад, динамика.

Оборудование: магнитофон, мольберт, игрушка Каркуша, письмо от весны.

                                                                            

Ход НОД.

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель (М. р.) – Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна).

М. р.: Правильно. А хотели бы вы побывать в весеннем лесу? Что же там происходит? Сегодня я приглашаю вас на прогулку по весенней лужайке. А поможет нам музыка. Присаживайтесь на ковер, можете закрыть глаза, слушайте музыку и представляйте себе приветливый весенний лес.

(Звучит фрагмент из произведения  «Сладкая грёза» муз. П. И. Чайковского).

М. р.: Кто помнит, как называется это произведение? Какой композитор его сочинил? (Ответы детей). Представьте, что мы с вами на лесной лужайке. Давайте поздороваемся с солнышком, поднимем наши ладошки навстречу его теплым весенним лучам.

(Дети поднимают руки вверх, встают на носочки).

М. р.: Здравствуй, солнышко! А вот появился на полянке медведь, он сердится, что его разбудили, шагает по лужайке и притопывает.

(Дети выполняют шаг с притопом).

М. р.: А вот осторожно, припадая на правую лапку, идет лиса.

(Дети выполняют простой танцевальный шаг.)

М. р.: Вот топающим шагом бежит по полянке ежик.

(Дети двигаются топающим шагом).

М. р.: Прискакали на лужайку бельчата.

(Дети двигаются поскоками врассыпную по залу).

М. р.: Представьте, что мы нашли с вами первый весенний цветок – подснежник, давайте вдохнём  его нежный аромат.

(Упражнение для восстановления дыхания «Понюхаем цветочек»).

М. р.: А давайте заведем на лужайке наш хоровод «Во саду ли, в огороде».

(Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде», за тем рассаживаются на стульчиках).

М. р.: Ребята, как вы думаете, что еще можно увидеть и услышать в весеннем лесу? (Ответы детей). Мы с вами уже говорили о том, что композиторы с помощью звуков и музыкальных красок умеют изображать разные картины. Давайте вспомним, на прошлом занятии мы с вами слушали произведение вот этого композитора. (Педагог показывает портрет.) Как его зовут?

Дети: Антонио Вивальди.

М. р.: А про какое время года мы с вами слушали музыку на прошлом занятии?

Дети: Про зиму.

М. р.: А хотите послушать, как Антонио Вивальди изобразил в своей музыке весну? Послушайте внимательно музыку и попробуйте узнать, какие явления природы, которые могут происходить весной, изобразил композитор.

(Слушание концерта «Весна» 1ч. муз. А. Вивальди).

М. р.: Какие у вас впечатления? Что вы услышали в музыке? (Ответы детей). Антонио Вивальди к каждому концерту сочинил стихотворение, в котором кратко описаны картины, которые он изображал своей музыкой. Послушайте. И подумайте, правильно ли мы с вами определили содержание музыки.

 

Приход весны встречая звонким пеньем,

Летают птички в голубых просторах,

И слышен плеск ручья, и листьев шорох,

Колеблемый зефира дуновеньем.

Но вот грохочет гром,

И молний стрелы

Шлют небеса, внезапной мглой одеты,

И это всё – весенних дней приметы!

Утихла буря, небо просветлело,

И вновь кружит над нами птичек стая,

Веселым пеньем небо оглашая.

                                                                                            

Ребята, давайте определим, какие музыкальные краски использовал композитор Вивальди, чтобы изобразить картину весны?

(Работа с наглядным пособием «Музыкальные краски».  Дети определяют темп, динамику звучания музыки, музыкальный лад, исполнении произведения – оркестровое

  • быстрый темп: автомобиль, умеренный темп – велосипед, медленный темп – пешеход;
  • динамика: красный – громко, розовый – не очень громко, белый – тихо;
  • регистр: высокий – маленький домик, низкий – большой домик, средний регистр – домик среднего размера;
  • музыкальный лад: минор – изображение грустного лица, мажор – изображение веселого лица.
  • тембр: оркестровое – инструменты, вокальное – изображение поющих детей).

 

М. р.: Ребята, на лесной лужайке можно не только увидеть зверей и птиц, но и услышать другие весенние звуки, давайте повторим их.

(Распевка «Весенние голоса» - воробей, кукушка, капель, ручеек).

М. р.: Мы с вами уже говорили о том, что люди всегда ждали приход весны, они придумывали специальные песенки, чтобы звать весну, как они называются?

Дети: Заклички.

М. р.: Давайте споем закличку «Жавороночек-дуда». Вдруг весна услышит и придет к нам.

(Распевка в тональностях до мажор, ре мажор, ми мажор. Появляется игрушка Каркуша).

М. р.: Посмотрите, кто к нам прилетел. Мы звали жаворонка, а прилетела Каркуша. Давайте поздороваемся с ней.

(Дети поют: «Здравствуй, Каркуша!» на предложенную педагогом мелодию. Каркуша каркает, у неё из клюва вылетает записка).

М. р.: Ой, что это? Какой-то листок бумаги. Что же нам Каркуша принесла? Читает.

Здравствуйте, ребята!

Скоро приду к вам в гости. А если хотите узнать от кого это письмо – отгадайте загадки: из частей нужно составить целое.

  • Музыкальные инструменты, музыканты, дирижер – оркестр.
  • Вступление, куплет, припев, проигрыш – песня.
  • Клавиши, дерево, струны, молоточки – фортепиано.
  • Смычок, струны, дерево, подбородник – скрипка.    
  • Песня, хороводный шаг, движения – хоровод.
  • Подснежник, теплое солнце, пение птиц, таяние снега – весна.

М. р.: Ребята, вы догадались от кого письмо?

Дети: От весны.

М. р.: Спасибо тебе, Каркуша, за письмо. Ребята, в письме написано, что весна придет к нам в гости. Надо её встречать, песней величать, играми позабавить. Мы с вами знаем песню о весне? (Ответы детей). Тогда давайте продолжим её разучивать.

(Работа над украинской народной песней «Веснянка» в обработке Г. Лобачева).

М. р.: А в какую игру поиграем с весной? Вы знаете какую-нибудь весеннюю игру? Давайте сами придумаем игру. Какие у вас есть варианты?

(Дети высказывают предложения. Выбирается вариант, наиболее понравившийся большинству детей).

М. р.: Ребята, давайте предложим весне поиграть с нами в игру «Птичка и жучки», придумаем мелодию к дразнилке:

Мы – веселые жучки,

Мы – проворны и легки.

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать.

М. р.: А теперь отправим нашу мелодию в путешествие по музыкальной дорожке – будем разукрашивать нашу мелодию музыкальными красками.

(Музыкальный руководитель показывает детям карточки-символы, обозначающие разные средства музыкальной выразительности. Лад – минор и мажор, выбирается понравившийся вариант. Аналогично проводится работа с карточками темп, динамика, регистр. Выбранные карточки-символы по порядку выкладываются на мольберте).

М. р.: Теперь попробуем спеть то, что у нас с вами получилось. (Дети поют попевку). Хотите поиграть?

(Ребенок музыкальной считалкой выбирает водящего, проводится игра в соответствии с правилами, придуманными детьми).

М. р.: Ребята, вам понравилась игра. А наше путешествие на весеннюю лужайку? Жаль, что весну мы с вами так и не встретили, но раз она обещала – значит обязательно придет, а мы с вами будем готовиться к её приходу. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали на весенней лужайке? (Ответы детей).  Ребята, посмотрите, Каркуша вам ещё что-то принесла. (Музыкальный руководитель отдает детям нераспустившуюся веточку).  Это вам привет от весны!

 

Список литературы:

1. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателей и музыкального руководителя дет.сада /сост.Г.М.Орлова, С.И.Бекина. М.:Просвещение, 1998.

2. Радынова О.П. Музыка и природа. Конспекты занятий с нотным приложением. М.:Сфера, 2014.