Конспект НОД с применением музыкально-дидактических игр в группе общеразвивающей направленности от 5-ти лет до 6-ти лет по теме: «Природа и музыка»
Цель: способствовать общему развитию детей средствами слушания-восприятия, музыкального движения и пения.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с музыкальным произведением А. Вивальди «Весна» 1 ч.
- углублять представления детей о творчестве А. Вивальди, П.И.Чайковского, о темпе, ладе, тембре, динамике как важных средствах изобразительной способности музыки;
Развивающие:
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера;
- развивать у детей музыкальный слух;
- стимулировать творческие проявления детей; побуждая детей сочинять собственную мелодию на предложенный текст.
- развивать умение ритмично, выразительно, в соответствии со сменой фрагментов музыки выполнять танцевальные шаги: шаг с притопом, «припадание», переменный шаг, поскоки; продолжать учить детей выполнять шаг польки;
- упражнять детей в ориентировке в пространстве музыкального зала, умении начинать и заканчивать игру с началом и окончанием музыки.
Воспитательные:
- воспитывать внимание, выдержку, уважение к мнению товарища;
- воспитывать музыкальную культуру через восприятие музыкальных произведений
Музыкальный материал: игровое упражнение-разминка «На лесной лужайке» муз. М. Протасова: «У калитки» - простой танцевальный шаг, «Солнечное утро» - «топающий» шаг, «Лесная прогулка» - шаг с притопом, «Побегунчики» - поскоки.
Танец: хоровод «Во саду ли, в огороде» - русская народная песня.
Слушание: А. Вивальди. Концерт «Весна» 1 ч; П.И.Чайковский «Сладкая грёза»
Распевка: игровое упражнение «Весенние голоса», «Жавороночек – дуда» - рус. нар. закличка.
Пение: украинская народная песня «Веснянка».
Подвижная игра: игра, придуманная детьми.
Методические пособия: портрет А. Вивальди, дидактическое пособие «Музыкальные краски» - темп, регистр, лад, динамика.
Оборудование: магнитофон, мольберт, игрушка Каркуша, письмо от весны.
Ход НОД.
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель (М. р.) – Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна).
М. р.: Правильно. А хотели бы вы побывать в весеннем лесу? Что же там происходит? Сегодня я приглашаю вас на прогулку по весенней лужайке. А поможет нам музыка. Присаживайтесь на ковер, можете закрыть глаза, слушайте музыку и представляйте себе приветливый весенний лес.
(Звучит фрагмент из произведения «Сладкая грёза» муз. П. И. Чайковского).
М. р.: Кто помнит, как называется это произведение? Какой композитор его сочинил? (Ответы детей). Представьте, что мы с вами на лесной лужайке. Давайте поздороваемся с солнышком, поднимем наши ладошки навстречу его теплым весенним лучам.
(Дети поднимают руки вверх, встают на носочки).
М. р.: Здравствуй, солнышко! А вот появился на полянке медведь, он сердится, что его разбудили, шагает по лужайке и притопывает.
(Дети выполняют шаг с притопом).
М. р.: А вот осторожно, припадая на правую лапку, идет лиса.
(Дети выполняют простой танцевальный шаг.)
М. р.: Вот топающим шагом бежит по полянке ежик.
(Дети двигаются топающим шагом).
М. р.: Прискакали на лужайку бельчата.
(Дети двигаются поскоками врассыпную по залу).
М. р.: Представьте, что мы нашли с вами первый весенний цветок – подснежник, давайте вдохнём его нежный аромат.
(Упражнение для восстановления дыхания «Понюхаем цветочек»).
М. р.: А давайте заведем на лужайке наш хоровод «Во саду ли, в огороде».
(Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде», за тем рассаживаются на стульчиках).
М. р.: Ребята, как вы думаете, что еще можно увидеть и услышать в весеннем лесу? (Ответы детей). Мы с вами уже говорили о том, что композиторы с помощью звуков и музыкальных красок умеют изображать разные картины. Давайте вспомним, на прошлом занятии мы с вами слушали произведение вот этого композитора. (Педагог показывает портрет.) Как его зовут?
Дети: Антонио Вивальди.
М. р.: А про какое время года мы с вами слушали музыку на прошлом занятии?
Дети: Про зиму.
М. р.: А хотите послушать, как Антонио Вивальди изобразил в своей музыке весну? Послушайте внимательно музыку и попробуйте узнать, какие явления природы, которые могут происходить весной, изобразил композитор.
(Слушание концерта «Весна» 1ч. муз. А. Вивальди).
М. р.: Какие у вас впечатления? Что вы услышали в музыке? (Ответы детей). Антонио Вивальди к каждому концерту сочинил стихотворение, в котором кратко описаны картины, которые он изображал своей музыкой. Послушайте. И подумайте, правильно ли мы с вами определили содержание музыки.
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемый зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром,
И молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это всё – весенних дней приметы!
Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Веселым пеньем небо оглашая.
Ребята, давайте определим, какие музыкальные краски использовал композитор Вивальди, чтобы изобразить картину весны?
(Работа с наглядным пособием «Музыкальные краски». Дети определяют темп, динамику звучания музыки, музыкальный лад, исполнении произведения – оркестровое
- быстрый темп: автомобиль, умеренный темп – велосипед, медленный темп – пешеход;
- динамика: красный – громко, розовый – не очень громко, белый – тихо;
- регистр: высокий – маленький домик, низкий – большой домик, средний регистр – домик среднего размера;
- музыкальный лад: минор – изображение грустного лица, мажор – изображение веселого лица.
- тембр: оркестровое – инструменты, вокальное – изображение поющих детей).
М. р.: Ребята, на лесной лужайке можно не только увидеть зверей и птиц, но и услышать другие весенние звуки, давайте повторим их.
(Распевка «Весенние голоса» - воробей, кукушка, капель, ручеек).
М. р.: Мы с вами уже говорили о том, что люди всегда ждали приход весны, они придумывали специальные песенки, чтобы звать весну, как они называются?
Дети: Заклички.
М. р.: Давайте споем закличку «Жавороночек-дуда». Вдруг весна услышит и придет к нам.
(Распевка в тональностях до мажор, ре мажор, ми мажор. Появляется игрушка Каркуша).
М. р.: Посмотрите, кто к нам прилетел. Мы звали жаворонка, а прилетела Каркуша. Давайте поздороваемся с ней.
(Дети поют: «Здравствуй, Каркуша!» на предложенную педагогом мелодию. Каркуша каркает, у неё из клюва вылетает записка).
М. р.: Ой, что это? Какой-то листок бумаги. Что же нам Каркуша принесла? Читает.
Здравствуйте, ребята!
Скоро приду к вам в гости. А если хотите узнать от кого это письмо – отгадайте загадки: из частей нужно составить целое.
- Музыкальные инструменты, музыканты, дирижер – оркестр.
- Вступление, куплет, припев, проигрыш – песня.
- Клавиши, дерево, струны, молоточки – фортепиано.
- Смычок, струны, дерево, подбородник – скрипка.
- Песня, хороводный шаг, движения – хоровод.
- Подснежник, теплое солнце, пение птиц, таяние снега – весна.
М. р.: Ребята, вы догадались от кого письмо?
Дети: От весны.
М. р.: Спасибо тебе, Каркуша, за письмо. Ребята, в письме написано, что весна придет к нам в гости. Надо её встречать, песней величать, играми позабавить. Мы с вами знаем песню о весне? (Ответы детей). Тогда давайте продолжим её разучивать.
(Работа над украинской народной песней «Веснянка» в обработке Г. Лобачева).
М. р.: А в какую игру поиграем с весной? Вы знаете какую-нибудь весеннюю игру? Давайте сами придумаем игру. Какие у вас есть варианты?
(Дети высказывают предложения. Выбирается вариант, наиболее понравившийся большинству детей).
М. р.: Ребята, давайте предложим весне поиграть с нами в игру «Птичка и жучки», придумаем мелодию к дразнилке:
Мы – веселые жучки,
Мы – проворны и легки.
Любим бегать и играть,
Ну, попробуй нас догнать.
М. р.: А теперь отправим нашу мелодию в путешествие по музыкальной дорожке – будем разукрашивать нашу мелодию музыкальными красками.
(Музыкальный руководитель показывает детям карточки-символы, обозначающие разные средства музыкальной выразительности. Лад – минор и мажор, выбирается понравившийся вариант. Аналогично проводится работа с карточками темп, динамика, регистр. Выбранные карточки-символы по порядку выкладываются на мольберте).
М. р.: Теперь попробуем спеть то, что у нас с вами получилось. (Дети поют попевку). Хотите поиграть?
(Ребенок музыкальной считалкой выбирает водящего, проводится игра в соответствии с правилами, придуманными детьми).
М. р.: Ребята, вам понравилась игра. А наше путешествие на весеннюю лужайку? Жаль, что весну мы с вами так и не встретили, но раз она обещала – значит обязательно придет, а мы с вами будем готовиться к её приходу. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали на весенней лужайке? (Ответы детей). Ребята, посмотрите, Каркуша вам ещё что-то принесла. (Музыкальный руководитель отдает детям нераспустившуюся веточку). Это вам привет от весны!
Список литературы:
1. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателей и музыкального руководителя дет.сада /сост.Г.М.Орлова, С.И.Бекина. М.:Просвещение, 1998.
2. Радынова О.П. Музыка и природа. Конспекты занятий с нотным приложением. М.:Сфера, 2014.