Цель:
1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].
2.Знакомство с буквой Щ.
3. Закрепление умения различать звук и букву.
4. Научение чтению слогов с буквой Щ.
5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.
6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
7. Предупреждение оптической дисграфии.
8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом –ищ.
Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?
Дети: В лесу.
2. Опознавание изученных букв по их элементам.
Профилактика оптической дисграфии.
Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.
Дети выполняют задание.
3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух.
Логопед: А теперь послушайте стихотворение.
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил.
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал!
Еще бы! Он счастливый рос.
Теперь мой щен не щен, а пес – Настоящий!
Е. Благинина
Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?
Ответы детей.
Логопед: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].
Дети: Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит - звук глухой и всегда мягкий.
4. Отгадывание загадок.
Логопед. Дети, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да!
Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:
Уши торчком,
Хвост крючком.
Весело лает,
В дом не пускает.
(Щенок)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает
(Щука)
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
— Боимся мы щекотки
Сапожной строгой ....
(Щётки)
А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.
Дети выполняют задание.
5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.
Логопед: Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.
Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.
Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.
6.Знакомство с буквой Щ.
Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.
Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.
7. Чтение слогов.
Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.
Логопед: Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.
Ответы детей.
8.Физкультминутка.
Щеглёнок выпал из гнезда,
Ему теперь грозит беда:
Котище чёрный рыщет,
Птенцов и птичек ищет.
Щеглёнка видит черный кот,
К нему, мурлыча, он идет,
Ступает очень мягко
По травке каждой лапкой…
Щеглёнок помощи не ждет
И от отчаянья – в полет…
И вот удача – высота
Спасла щегленка от кота.
9. Образование существительных с помощью суффикса –ищ
Логопед: Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).
Дети: Кот
Логопед: Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …
Дети: Зубищи
Логопед: Не глаза, а…
Дети: Глазищи
Логопед: Не лапы, а …
Дети: Лапищи.
Логопед: Не усы, а…
Дети: Усищи.
Логопед: Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»
Дети прогоняют кота.
10. Минутка релаксации.
Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.
Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.
11. Итоги занятия.
Логопед: Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
Дети: Мы говорили о звуке Щ.
Логопед: Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.
Дети выполняют задание
Логопед: Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].
Ответы детей
Логопед: Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?
Дети: С нами на занятии был щегол.
Логопед: А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?
Дети: Название этой птички начинается со звука [Щ].
Логопед: Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!