Обучение чтению на начальном этапе

Захаркина Елена Владимировна

Учитель английского языка, МБОУ СОШ №46, г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Захаркина Е.В. Обучение чтению на начальном этапе // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


Обучение чтению является одной из самых важных задач на начальном этапе. Существуют различные методики обучения чтению, но любой преподаватель выбирает для себя то, что приемлемо, в первую очередь, для него. Так и мы, взяв элементы разных методик, выработали свою стратегию обучения чтению младших школьников, которая дает положительные результаты.

Нам очень близка идея К.И.Кауфман и М.Ю.Кауфман, заключающаяся в том, что обучение чтению нужно начинать с первых уроков. Отчасти мы поддерживаем и Jeanne Perrett в том, что учащиеся должны читать целыми словами, запомнив их зрительно в результате многократных повторений после первичного восприятия на слух. И даже у забытого всеми В.М.Плохотника есть весьма эффективные приемы обучения чтению.

Нам бы хотелось поделиться с вами некоторыми своими наработками.

В основе обучения иноязычной речи лежит формирование динамического стереотипа, равного уже сформированному динамическому стереотипу на материале родного языка. Динамический стереотип – это система прочных нервных связей между очагами возбуждения. Он формируется при условии 280-кратного повторения материала, при первичном предъявлении из которого примерно половина в устной форме и половина в письменной. Если игнорировать это условие, то очаги возбуждения исчезают, стираются и следы в памяти.

На первом этапе обучения происходит установление графемно-фонемных соответствий, когда учащиеся знакомятся с написанием букв и транскрипцией, обозначающей звуки, передаваемые буквами в соответствии с основным кодом. Под основным кодом мы понимаем такой код в английском языке, где каждой букве соответствует только один звук по частотности употребления. Таким образом, начиная со второго урока можно приступить к обучению чтения простых односложных слов с гласными в закрытом типе слога. Это определяется тем, что в типологии сложности данные правила чтения представляют наименьший уровень межьязыковой и внутриязыковой интерференции при чтении, а также позволяют сформировать базовые орфографические навыки на основе фонетических. Раннее обучение чтению также способствует активизации зрительной памяти учащихся, обеспечивает необходимый уровень наглядных опор при ознакомлении с новым материалом, степень сознательности и активности учащихся, для которых характерен переход от эмоционально-чувственного к сознательному познанию нового. На этом этапе необходимо обращать особое внимание на одновременное формирование навыков артикулирования гласных и согласных звуков, а также ритмико-интонационных фонетических навыков и темпа чтения.

После изучения первых восьми букв мы получаем возможность отобрать из словаря достаточное количество простых односложных слов с гласными в закрытом типе слога, состоящих из данных букв. Перевод этих слов детям может не сообщаться, т.к. они представляют собой только материал для обучения чтению. Но учащиеся должны знать, что такие слова существуют в английском языке, и в любой момент они могут в этом убедиться, открыв словарь, и самостоятельно прочесть неизвестное им слово для того, чтобы найти его перевод. Слова, предложенные для чтения, лучше компоновать парами так, чтобы они отличались одной буквой и содержали один и тот же гласный звук. Одним из условий правильного выполнения данного задания по чтению должна быть беглость, которая обеспечивается многократным прочтением (как правило, мы требуем пятикратного прочитывания при подготовке). По мере изучения букв количество слов для чтения увеличивается, но условия остаются прежними. Можно постепенно вводить двусложные слова такого же типа чтения, а также давать учащимся задания по самостоятельному поиску слов в словаре, которые они могут прочесть без помощи учителя. Подобные задания повышают мотивацию учащихся при обучении чтению и помогают почувствовать уверенность в своих силах даже детям с невысокими способностями.

Одновременно с обучением чтению слов по основному коду идет и автоматическое запоминание ряда слов, отличающихся по чтению от предыдущих. Это слова на каждую букву английского алфавита. К отбору данных слов следует подойти наиболее ответственно, т.к. они должны содержать примеры остальных типов чтения гласных, наиболее часто встречающиеся буквосочетания, а также входить в языковой минимум тематического материала, определенного программой. Предъявление этих лексических единиц происходит одновременно с введением буквы и передаваемого ей звука и обязательно сопровождается иллюстрацией. Правила чтения таких слов не объясняются, и запоминание происходит только через аудирование. Письменный образ данных слов находится перед глазами детей на каждом уроке. Учащиеся «прочитывают» их, обращая внимание на первую букву и вспоминая само слово.

На протяжении всего изучения алфавита необходимо давать задания на чтение слов, предназначенных для автоматического запоминания, в разном режиме (по заданию, в форме игры, индивидуально, хором и т.д.). Таким образом, набирается необходимое количество повторений для формирования динамического стереотипа и слова остаются в памяти ребенка.

На следующем этапе обучения вводятся словари, где учащиеся под руководством учителя записывают новые слова с транскрипцией и переводом. Использование транскрипции поможет в дальнейшем усвоить детям разночтение гласных, чтение буквосочетаний, а также поможет читать слова, не подчиняющиеся основным правилам чтения. Задачей учителя является объяснение чтения слов с опорой на имеющийся у учащихся опыт, сравнивая новые слова с изученными ранее по написанию и произношению. В дальнейшем дети сами будут находить аналогии в чтении слов. В этот момент также начинают вводиться новые транскрипционные значки. Знакомство с ними происходит при появлении их в новых лексических единицах.

По мере изучения грамматических и разговорных тем у учащихся накапливается определенный багаж знаний, позволяющий учителю составлять простые тексты и предоставлять их учащимся в качестве материала для чтения. Тексты представляют содержательную ценность, характер заданий предусматривает формирование и развитие навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, а также развитие таких необходимых технологий чтения, как языковой догадки, выделение существенных и второстепенных моментов, работе со словарем. Тексты могут использоваться как для развития собственно навыков чтения, так и для формирования навыков аудирования, письма, устной речи. Мы считаем, что 90% лексико-грамматического материала, составляющего содержание текста должно быть хорошо знакомо учащимся. Ощущение успешности, испытываемое учениками в процессе чтения и работы над текстом, создает благоприятные предпосылки для дальнейшего обучения чтению на английском языке, подготавливая их к чтению аутентичных текстов, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям.

Таким образом, в основе нашей технологии обучения чтению младших школьников лежат следующие принципы:

  • Сознательность в изучении фонетических, языковых и речевых особенностей иностранного языка;
  • Опора на родной язык (с последовательным уменьшением доли его использования в процессе изучения английского языка в начальной школе);
  • Посильность проявляется в четком дозировании  и поэтапности формирования умений и навыков;
  • Наглядность в предъявлении и отработке фонетических и лексических единиц и речевых структур;
  • Многократность повторения изучаемого фонетического и лексико-грамматического материала;
  • Активность всех учащихся в процессе выполнения учебных заданий;
  • Автономия учащихся, их инициатива в поиске правильного решения при столкновении с трудностями в процессе обучения чтению на английском языке;
  • Образовательная и воспитательная ценность содержания предлагаемых заданий.