Цель:
- Коррекция и развитие основных психических функций ( внимание, память, воображение)
- Развитие артикуляционной моторики
- Подготовка к постановке дефектных звуков(Л, Ш, Ж)
- Закрепление и автоматизация постановленных звуков (С,З,Ц) в словах, фразах , связных текстах.
- Развитие фонематического восприятия.
- Работа над словообразованием; однокоренные слова.
- Формирование грамматического строя речи: Родит. Падеж сущест., словосочетание(прилагательные и существительные в косвенных падежах).
- Формирование связной речи в тексте по картинкам – симвалам.
Оборудование: мяч, бумажная бабочка, пузырек с духами, сюжетная картина «луг», предметные картинки: овца, птица, птенец, заяц, кольцо, гусеница, мельница, лестница, синица.
Игрушка «коза, картинка- символы, геометрические фигуры».
Ход занятия.
- Дыхательные упражнения: произношение на выдохе «как хорошо пахнет!», сдувание бабочки с сюжетной картинки «луг».
- Артикуляционная гимнастика: «лопатка», «чашечка», «вкусное варенье», «фокус», «грибок», «гормошка».
- Подготовительное упражнение для постановки звука {Л}- «барабанщик».
- Развитие мелкой моторики рук: игра с пальчиками, поочередно прикасаться большим пальцем, начиная с мизинца, произносить слова «здравствуй, пальчик мизинчик, …..» , разъединить и соединить все пальцы вместе, разъединять все пальцы по одному начиная с большого.
- Уточнить произношение звука {Ц}: губы в улыбке, зубы видны, язычок лежит в незу за нижними зубами и толкается в зубки.
- Автоматизация звука {Ц} в словах
a) Повторить произношения звука в конце слова в игре с мячом «Угадай какое слово я задумала?», добавить в конце слова звук {ц}: оте.., певе.., коне.., тане.., пале.., удале.., ледене.., индее.., китае…
b) Автоматизация звука в словах по сюжетной картинке «В цирке» кого дрессирует Муха- цокотуха?
- Муха –цокотуха дрессирует: овцу, курицу, зайца, гусеницу, синицу, скворца, цаплю. – Кто мчится?
- Мчится скворец.
– Кто катается?
- Катается цапля, катается заяц.
c) Дидактическая игра с картинками «чего не стало?»
- не стало зайца, птенца, овцы.
–не стало синицы, лестницы, пуговицы.
- Автоматизация звука {а} в словах и фразах.
a) Образование однокоренных слов от существительного «зуб»:
- во рту растут зубы,
- маленький зубик, зубок.
– ласково назвать – зубочек,
- паста для зубов какая? – зубная,
- порошок для зубов какой? – зубной,
- волк с большими зубами какой? –зубастый,
- а волки какие? – зубастые,
- собака какая? – зубастая.
b) Формирование грамматического строя речи во фразах. Изменение
словосочетания «заводная коза по падежам».
У Лизы была…………………………/заводная коза/
у Зои не было………………………/заводной козы/
Зое купили………………………../заводную козу/
Зоя гуляет с ……………………../заводной козой/
Зоя показывает детям …………./заводную козу/
Зоя заботится о …………………/заводной козе/
c) Чистоговорки: за, за, за –вот идет коза
зу, зу, зу – я веду козу
зы, зы, зы- у Зои нет козы.
- Автоматизация звука [С] в связных текстах.
a)Формирование тонкой моторики в игре «Капуста» с движением.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трём,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.
b) Автоматизация звука {c}в тексте по опорным символам/ геометрические формы/
Текст: Вот сад. В саду стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня даёт собаке кусок мяса.
Рассказывание текста логопедом.
Вопросы: Что у дома?
Что стоит в саду?
Кто сидит на скамейке?
Кто у Сони?
Что даёт Соня собаке?
Раскладывание ребенком символов по содержанию текста.
Пересказ текста ребенком с опорой на символы.
Выбор из текста символов со звуком {с}
- Итог занятия.