Задачи:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, эстетические эмоции, активность, уверенность, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Развивать познавательную активность наблюдательность, мыслительную деятельность детей, умение логически отвечать на поставленные вопросы.
- Знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (почва, вода, животные, солнце – свет, тепло).
Материалы и оборудование: письмо берёзе, подарки детей берёзе, бумажные птицы, солнышко, капелька воды, зелёные листочки, бумажный дождевой червь, семена, бабочка, подарок детям.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята! Сегодня нам почтальон принес необычное письмо. Давайте его откроем и узнаем, кто же его нам прислал. Слушайте внимательно.
Письмо:
«Дорогие ребята! Я очень хочу, чтобы вы пришли ко мне в гости. Вы сразу меня узнаете. Расту я около калитки у главного входа, всегда приветливо машу вам. Мой ствол белеет, шапочка скоро зазеленеет. Стою в белой одёжке ,свесив серёжки. Догадались, кто я?
Я хочу, чтобы вы выполнили мои желания и задания. Они висят у меня на веточках.
Погладьте мою кору, какая она?
Скажите, кто я – травинка, кустик или дерево?
Докажите, что я – дерево и чем полезно?
(Дети доказывают, объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарника много стволов, растущих из земли; у травинок не бывает таких больших деревянных стволов , как у деревьев).
Воспитать читает письмо дальше:
И еще просьба у меня к вам , ребята. Очень мы березки , любим слушать песни, стихи о весне, деревьях. Порадуйте меня, отгадайте загадки, которые найдете у меня на веточках.
Я вам тоже приготовила подарок, но его получите тогда, когда выполните все задания.
Спасибо вам, заранее. Приходите ко мне, не забывайте меня.»
Ваша берёзка.
Воспитатель: Ну что, ребята. Пойдём в гости к берёзке? Берите свои подарки и пошли искать нужное нам дерево.
Это оно?
Дети: Нет, это осина!
Воспитатель: Ну, тогда вот она?
Дети: Нет, это сосна! (Идут дальше)
Воспитатель: Вот, это точно она?
Дети: Нет, наша растёт у калитки. (Подходят к нужной берёзке, на ней висят листочки - задания).
Воспитатель: Сейчас мы сорвем вот этот листочек и узнаем, чего хочет березка. Так. Это загадки. Слушайте внимательно.
1.Загадка: Стоит Алена, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан.
Дети: Это береза!
2.Загадка: В шубе летом, а зимой , а зимой раздетый.
Дети: Лес!
3.Загадка: Никто не пугает, а дрожит.
Дети: Осина!
4.Загадка: У нее одежки колки,
Все иголки, да иголки,
Звери шутят: «Дядя еж на нее слегка похож».
Дети: Елка!.
Воспитатель: Ну, молодцы, ребята! Давайте достанем другой листочек .
Читает: «Чем полезна человеку береза?
Дети: Весной сок дает полезный. Из коры мастерят поделки, она очень красивая, радует всей, летом можно спрятаться в тень от жгучего солнца.
Воспитатель: Хорошо, Достает еще один листочек.
Читает: «Прочтите мне стихи о весне, деревьях и обо мне березке.
Дети читают стихи: Уж тает снег, бегут ручьи
В лесу повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою
А. Плещеев.
Склоняясь к реке зеленою листвой
Спешит березка стройная умыться
Ей хочется в семье своей родной,
Быть самой чистой, самой белолицей.
Г.Новицкая.
Полюбуйся, весна наступила,
Журавли караваном летят
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
Н.Никитин.
Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей
И подснежник маленький
Вырос на проталинке
Г.Ладонщиков.
Воспитатель: Ну, молодцы , ребята, заведем хоровод? (Дети водят хоровод «Березка»).
Воспитатель срывает еще один листочек. Читает: «Дорогие ребята! Подарите мне , что ни будь, на память о себе.
1- Ребенок: Я дарю тебе эту бумажную птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
2- Ребенок: А я дарю тебе это солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревает тебя, поможет листочкам окраситься в зеленый цвет.
3- Ребенок: Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
4- Ребенок: А я дарю тебе дождевого червя, пусть он сделает землю, плодородной и она будет кормить тебя.
5- Ребенок: Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много семян и из них вырасти много новых березок.
6- Ребенок: А я дарю тебе бабочку. Пусть она отдыхает на твоих листочках.
Воспитатель: Ну, молодцы ребята. Остался последний листочек. (Читает).
«Спасибо, дети за подарки. Сейчас вы пойдете вперед по дорожке, дойдете до флажка и повернете направо дойдете до осинки и повернете налево, отсчитаете 10 шагов и подойдете к сосне. В ее веточках найдете подарок от меня».
Воспитатель: Ну что ребята, понравилось вам в гостях у березки?
Литература:
- Ж. Агоджанова, музыка Т.Попатенко (ноты в сб,: «Пойте, малыши, вып.8. – М., 1967. – с.10 -11).
- Кравченко И.В., ДолговаТ.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группа. Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера,2008,-176с.