Путешествие в прошлое. Крепости и богатыри: конспект СИОС по познавательному развитию в подготовительной группе

Панченко Татьяна Николаевна

Воспитатель, МБДОУ "ДС№6", Краснодарский край. Староминский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Панченко Т.Н. Путешествие в прошлое. Крепости и богатыри: конспект СИОС по познавательному развитию в подготовительной группе // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 25.04.2024 ).


 

Задачи. Формировать первоначальные представления  об истории нашей родины. Познакомить детей с образом жизни людей   на Руси в прошлом. Воспитывать заботливое отношение к младшим.

Предварительная работа. Чтение 1-й части «Сказки о царе  Салтане...» А. С. Пушкина, рассматривание репродукции картины «Три  богатыря», знакомство с былинами и сказками о богатырях

Материал. Фотографии (открытки) с изображениям г: Пскова и Новгорода Великого. Иллюстрации А. Васнецова Московский  ский Кремль при Дмитрии Донском» и «Московский Кремль при  Иване III». Картинки с изображениями древнерусского богатыря и современного солдата.

Ход занятия.

Педагог напоминает детям отрывок из «Сказки - о царе Салтане...» А. С. Пушкина:

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей...

Воспитатель рассказывает детям, что такими города были не только в сказке. Древние города на Руси были похожи на этот сказочный и мало похожи на города современные.

Педагог показывает детям и рассматривает репродукции картин А Васнецова на исторические темы или фотографии кремлей  в Пскове и Великом Новгороде. Рассказывает, что давным-давно жило на свете меньше, чем теперь, в основном они были нами, а города были намного меньше современных. Строили о на высоких берегах рек или озер, там, где одна река впадала в озеро или другую реку. Реки были в старину дорогами: летом плавали, а зимой ездили на санях, поэтому расположение города у  рек давало возможность вести торговлю. Вода и крутые — хорошие защитники: с высоких мест легче заметить приближение  врагов. С третьей стороны строили препятствия — выкапывали  ров , насыпали высокий земляной вал. Со всех сторон город крепкими деревянными или каменными стенами. С таких  стен стреляли  по врагам из луков, бросали вниз камни, лили кипяток- горячую смолу. Педагог рассматривает с детьми городские на иллюстрациях.

Попасть в такой город можно было через  укрепленные ворота в башне, закрывались ворота решеткой или толстыми деревянными створами. Перед башней находился подъемный  мост через реку или ров с водой.

В центре города хранились запасы продуктов на случай осады, если  враг окружит город со всех сторон, и никто не сможет прийти горожанам  на помощь. Запасов было обычно так много, что могли продержаться в осаде около года.  Педагог рассматривает с детьми иллюстрации и рассказывает как были устроены  доспехи древних витязей: шлем, кольчуга, щит, меч, копье. Дети  узнают, из чего они сделаны, как украшены. Педагог объясняет  детям,  почему шлем сделан именно такой формы (меч соскальзывает  по шлему и удар смягчается). Спрашивает детей, как они думают  почему кольчуга так называется, рассматривает с ними кольца из  вторых сделана кольчуга, подводит детей к выводу, что

слово «кольчуга» похожа на слово «кольца». Рассказывает что кольчуги, сделанные из металлических колец, были очень тяжелыми , и только сильный человек мог их носить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить древнерусского богатыря и современного воина, есть ли у современных воинов щиты, кольчуги, что их заменяет и т. д.

Затем воспитатель обсуждает с детьми, что значит быть смелым или трусливым. Что такое, по их мнению, подлость предательство. Читает детям стихотворение Андрея Усачева «Защита» и обсуждает с ними, как они могут проявить себя  защитниками младших и более слабых:

Каждый мальчик может стать солдатом,

По небу летать, по морю плыть,

Охранять границу с автоматом,

Чтоб свою отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле

Защитит ворота он собой.

И за друга во дворе и школе

Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котенку —

Потруднее, чем играть в войну..

Если ты не защитил сестренку,

Как ты защитишь свою страну?

После занятия. Педагог подводит итоги занятия.