Задачи. Формировать первоначальные представления об истории нашей родины. Познакомить детей с образом жизни людей на Руси в прошлом. Воспитывать заботливое отношение к младшим.
Предварительная работа. Чтение 1-й части «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пушкина, рассматривание репродукции картины «Три богатыря», знакомство с былинами и сказками о богатырях
Материал. Фотографии (открытки) с изображениям г: Пскова и Новгорода Великого. Иллюстрации А. Васнецова Московский ский Кремль при Дмитрии Донском» и «Московский Кремль при Иване III». Картинки с изображениями древнерусского богатыря и современного солдата.
Ход занятия.
Педагог напоминает детям отрывок из «Сказки - о царе Салтане...» А. С. Пушкина:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей...
Воспитатель рассказывает детям, что такими города были не только в сказке. Древние города на Руси были похожи на этот сказочный и мало похожи на города современные.
Педагог показывает детям и рассматривает репродукции картин А Васнецова на исторические темы или фотографии кремлей в Пскове и Великом Новгороде. Рассказывает, что давным-давно жило на свете меньше, чем теперь, в основном они были нами, а города были намного меньше современных. Строили о на высоких берегах рек или озер, там, где одна река впадала в озеро или другую реку. Реки были в старину дорогами: летом плавали, а зимой ездили на санях, поэтому расположение города у рек давало возможность вести торговлю. Вода и крутые — хорошие защитники: с высоких мест легче заметить приближение врагов. С третьей стороны строили препятствия — выкапывали ров , насыпали высокий земляной вал. Со всех сторон город крепкими деревянными или каменными стенами. С таких стен стреляли по врагам из луков, бросали вниз камни, лили кипяток- горячую смолу. Педагог рассматривает с детьми городские на иллюстрациях.
Попасть в такой город можно было через укрепленные ворота в башне, закрывались ворота решеткой или толстыми деревянными створами. Перед башней находился подъемный мост через реку или ров с водой.
В центре города хранились запасы продуктов на случай осады, если враг окружит город со всех сторон, и никто не сможет прийти горожанам на помощь. Запасов было обычно так много, что могли продержаться в осаде около года. Педагог рассматривает с детьми иллюстрации и рассказывает как были устроены доспехи древних витязей: шлем, кольчуга, щит, меч, копье. Дети узнают, из чего они сделаны, как украшены. Педагог объясняет детям, почему шлем сделан именно такой формы (меч соскальзывает по шлему и удар смягчается). Спрашивает детей, как они думают почему кольчуга так называется, рассматривает с ними кольца из вторых сделана кольчуга, подводит детей к выводу, что
слово «кольчуга» похожа на слово «кольца». Рассказывает что кольчуги, сделанные из металлических колец, были очень тяжелыми , и только сильный человек мог их носить.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить древнерусского богатыря и современного воина, есть ли у современных воинов щиты, кольчуги, что их заменяет и т. д.
Затем воспитатель обсуждает с детьми, что значит быть смелым или трусливым. Что такое, по их мнению, подлость предательство. Читает детям стихотворение Андрея Усачева «Защита» и обсуждает с ними, как они могут проявить себя защитниками младших и более слабых:
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку —
Потруднее, чем играть в войну..
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?
После занятия. Педагог подводит итоги занятия.